Выставка «Россия Андронова», открывающаяся 4 июня 2009 года на Анфиладе Музея архитектуры, приурочена к 80-летию со дня рождения художника Николая Ивановича Андронова одного из основоположников «сурового стиля» в живописи ХХ-го века в России.
На выставке в Музее архитектуры будут представлены работы Николая Андронова разных лет из собраний ГТГ, семьи художника и частных собраний. Впервые будут показаны два колоссальных полотна «Озеро. Семья охотника» 1964 года и «Родина» 1978—80.
Николай Иванович Андронов родился в Москве в 1929 году. С 1948 по 1952 год он учится в Петербурге в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, а затем в Москве в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова с 1952 по 1954 год. На всём протяжении творческой жизни Андронов работает как мастер станковой живописи, а также как монументалист.
Николай Андронов типичный шестидесятник, один из лидеров «сурового стиля». Кроме него, наибольшую лепту в возникновение этого стиля внесли Андрей Васнецов, Павел Никонов, Таир Салахов. Этот стиль знаменовал собой выход на арену нового поколения художников. Главным в художественных произведениях этого направления стала открытость, изображение «будней страны», противопоставление официальному стилю.
В центре внимания художника простые «Плотогоны», «Монтажники», русская глубинка, неприютная природа, труд деревенских людей. Впрочем, с природой у Андронова полное единство, она играет огромную роль в его творчестве. Всё переплетено и соединено в его картинах: изменения настроения русской природы, времени года, погоды. Николай Андронов воспевает русский быт, русскую деревню со всеми её трудностями и радостями.
В середине 60-х годов, задолго до модных веяний, Николай Андронов, открыл и полюбил, «свой» русский Север. Он стал уезжать в северную вологодскую деревню близ Ферапонтова монастыря и работать там в разное время года. Этот период отмечен поисками новых художественных и эстетических идеалов. Увлечение древнерусским искусством и творчеством Дионисия, фрески которого составляли своеобразный «центр» мира художника, помогли найти новые идеалы и средства выразительности. Художник создаёт особый мир, пространство которого наполнено символикой цвета и ритма. Он возрождает технику изготовления красок из глины Бородаевского озера (на котором стоит Ферапонтов монастырь) и сам пользуется ими. Андронов показал любовь к природе, к деревне, которая тесно сплетена с любовью к своей жене, семье, к своим домочадцам.
Андронов много работал в архитектуре. Он принимал участие в создании многих грандиозных работ новой Москвы 1960—1970-х годов. Это колоссальная мозаика, которая по периметру украсила верхнюю часть кинотеатра «Октябрь» на Калининском проспекте (Новый Арбат) (1967) и мозаика «Человек и печать» (1977) в новом здании газеты «Известия». В 1979 г она отмечена Государственной премией СССР. Также Андронов выполнил росписи интерьеров гостиницы «Космос» и художественное оформление Павелецкого вокзала после реконструкции 1988 года. Примечательно, что монументальная и станковая живопись Николая Андронова тесно переплетались, поддерживали и питали друг друга, это свидетельствовало о близости личных и общественных интересов художника.
Выставка подготовлена Марией Андроновой
Куратор — Мария Седова