Что общего между ржавым железом, гипсовым ангелом, дверной ручкой, бутылочным горлышком и коньками? Эти фрагменты когда-то бывшего, отдельные, обособленные, вырванные из контекста материального существования, с помощью творческой «алхимии» попадают в новую художественную реальность.
Само название выставочного проекта «домино матренина» апеллирует к миру логических игр, а техника исполнения – к формальным «играм» художника с фактурой, материалами, смыслами. Двойная игра или точнее – игра в игре. Существует версия, что в домино вообще зашифрована система устройства мироздания. «домино матренина» состоит из 28 «костяшек», представляющих собой деревянные столешницы. Так стол, на котором в домино играют, сам превращается в игральную «костяшку». Каждая столешница разделена на два квадрата разного цвета. А затем начинается «театр абсурда». Художник извлекает из собственной кунсткамеры бесполезных предметов непонятного назначения различные экспонаты и монтирует их на столешницы-домино. Это фрагменты механизмов, изъеденные ржавчиной обрывки металла, куски кожи, дверная ручка, пружинки, винтики, проволока, гипсовый ангел, пластмассовая кукла, железная маска, коньки, горлышки бутылок, стеклянные шарики и прочий городской мусор, который в течение многих лет он подбирал на улицах и выуживал с городских свалок.
«Всякий найденный на обочине\берегу\речном дне\помойке артефакт обладает кроме внешности определенной частотой, как инструмент в оркестре или голос. Начинаю я с того, кто будет вести основную партию, постепенно добавляя штучки-инструменты, созвучные или диссонансные основной теме, так появляется драматургия, конфликт или созвучие, или аккорд, или скерцо. … Если не забывать, что любая железяка лингвистически значима, то коллектив предметов вполне в состоянии сложиться в некую читаемую\нечитаемую строку или слово, и управлять этим лингво-музыкальным оркестром чрезвычайно интересно» (Н. Матренин). Как бы ни строилась композиция, художник относится к каждой «штучке», как ювелир к драгоценному камню, выявляет её пластическую, фактурную и цветовую уникальность, соотнося, сопоставляя, противопоставляя другим «штучкам». «домино Матренина» выглядит так пронзительно красиво, что забываешь о том, что все это создано из городских отбросов и мусора. Но именно потому, что материал для изощренного эстетического созидания черпается из полуистлевших останков жизнедеятельности города, возникает семантическое, символическое и стилистическое напряжение, мерцающее многоуровневое художественное пространство.
Николай Матрёнин – художник ленинградского андеграунда 1970-х. Он играл в экспериментальных театрах, писал прозу, фотографировал. В фотографии работал в жанре портрета, постановочного натюрморта, городского пейзажа. В 1977 году на квартире Сергея Сегитова Н. Матрёнин сделал первую в городе выставку беспредметной фотографии. Вообще для его работ характерно внутреннее напряжение, скрытая драматургия и стремление утвердить самодостаточную художественную реальность, свободную от стереотипов и догм.
В 1999 году автор начинает работать в технике коллажа над циклом «Экспедиционный отчет» («Altera Aqua», 2000; «Altera Terra», 2001; «Другое небо», 2002; «Огонь»; 2003). В 2007 году создает серию ассамбляжей на круглых столешницах, где в качестве материала также использует городской мусор. В 2008-2009 – проект «домино матренина», в котором художник на 28 столешницах создал эстетически и стилистически безупречные абстрактные композиции.
Открытие 7 апреля в 16:00