В выставочном зале на 1-й Тверской-Ямской, 20 пройдет персональная выставка живописи Нины Борисовны Шапкиной-Корчугановой «Путники». В экспозицию войдет 40 полотен – многофигурные композиции и портреты – из циклов «Прохожие» и «Козлиный пассаж».
Нина Шапкина-Корчуганова родилась в Туркмении в 1954 году в семье репрессированных. Она появилась на свет в точке Советского Союза, где соединились судьбы двух сосланных семей: раскулаченная зажиточные крестьянская семья Загородниковых (матери) и богатая в прошлом купеческая семья Шапкиных (отца). Возможно, близость к скрытой, неофициальной событийной канве российской истории и воспитание в семье, пережившей тяжелые потери в годы коллективизации и репрессий, стали питающей средой для формирования экзистенциальной, гуманистической позиции художника Нины Шапкиной-Корчугановой.
Нина Шапкина с детства знала, что будет художником: без помощи взрослых записалась в изостудию в городе Куйбышеве (Самаре), в 1974 году сама приняла решение и поступила в Московский полиграфический институт на курс к заслуженному деятелю искусств, действительному члену РАХ Андрею Васнецову, попав в его первый, легендарный выпуск. Выделяя трех своих учеников – Максима Кантора, Петра Григорьева и Нину Шапкину, он назвал Нину Шапкину перспективным художником неореалистического направления и предсказал ей пусть не быстрый, но верный успех и ее будущее место в отечественном изобразительном искусстве.
«Перестройка» приоткрыла крышку котла русских социальных драм 20 века и дала импульс для выхода на поверхность искусству, которое раньше могло существовать только в подполье. Неореализм 80-х - а именно в этом стиле были сделаны первые самостоятельные работы Шапкиной-Корчугановой – вырос именно из того драматичного отрезка российской истории, который пульсировал тайной, который провел черту между личностью и равнодушным, жестоким, а порой и абсурдным и обществом.
«Моей любимой темой, контрапунктом, что ли, является тема «Прохожие» - это плач по толпе, в которой, в сущности, все одиноки, и пути людей пересекаются лишь случайно и условно» - говорит живописец о своих работах.
Условная линия, разделяющая людей, а даже не собственно люди, стала темой творчества Шапкиной-Корчугановой . Пластическое и эмоциональное пространство живописных холстов автора - это «полоса отчуждения», в которой среди многих переменных существует только одна экзистенциальная константа – ОДИНОЧЕСТВО.
У Нины эта линия – граница между «я» и «ты», между «я» и «мир» – цветная; она то утолщается, становясь объектом, то почти исчезает, выходя на плоскость и растворяясь в ней. Несмотря на точный, мощный рисунок, выявляющий характер персонажей, «высекающий» образ до салтыково-щедринской узнаваемости типажей, холсты Нины собраны, «сделаны» исключительно цветом. Не краска но цвет главенствует в ее картинах, цвет, пульсирующий в пятне, цвет, сходящийся в цветную же линию, цвет – как безусловный, моделирующий композицию, рисунок, форму, эмоцию и мысль элемент: «Я пытаюсь говорить на языке живописи, строя свои фразы без фальши, и не считаю необходимым следовать моде в искусстве, зачастую ведущей во врата абсурда и пустоты в глянцевой упаковке».
Нина – живописец от бога. Ее язык – пластика и цвет. Именно поэтому ее живопись понятна и принята не только в России. Она осуществила не один зарубежный проект: выставлялась в Италии, Великобритании, Германии, Японии. Искусство Нины Шапкиной-Кочугановой космополитично: она - не представитель национального искусства, но российского происхождения адепт искусства мирового, среди немногих отечественных авторов имеющая честь представлять живое пластическое искусство России.
Произведения автора находятся в Русском музее, в Вологодской областной картинной галерее, Ярославском областном художественном музее, в Министерстве Культуры РФ, в посольстве Республики Ирландии в Москве, в музее нового Иерусалима, в частных и корпоративных коллекциях и фондах в Великобритании, США, Франции, Венгрии, Швеции. /Яна Поклад/