16 января в культурно-выставочном центре «Радуга» (г. Чебоксары)открывается выставка репродукционных изданий «Великие художники Англии». На открытии прозвучат произведения европейских композиторов эпохи романтизма в исполнении студентов 4 курса Чебоксарского музыкального училища им. Ф. Павлова - Андреевой Анастасии, стипендиата Российского Фонда Культуры (фортепиано), Долгашева Екатерина (вокал), Алексеева Екатерина (скрипка).
На выставке «Великие художники Англии» представлены вершинные достижения английской живописи, вошедшие в мировую сокровищницу искусства.
До 18 века английская живопись находилась на периферии развития европейского искусства. Первый подлинный национальный художественный гений Англии, творивший в начале 18 столетия, – живописец и гравер Уильям Хогарт. Истинный сын Просвещения, Хогарт верил, что искусство способно искоренить общественные пороки. В просветительском русле были созданы его знаменитые серии гравюр, «вскрывающие» социальные язвы. Положительный образ современника нашел отражение в портретах, в которых художник преимущественно изображал своих друзей. Особенной непосредственностью и чистотой отличаются детские образы, как в картине «Дети Грэхем».
Жанр портрета, оставляющего «наглядную» память о человеке, был всегда востребован. Но именно во второй половине 18 века в английском искусстве – в творчестве Рейнолдса, Гейнсборо, Ромни – оформилось уникальное явление, которое современный зритель узнает среди творений других национальных школ как «английский портрет».
Джошуа Рейнолдс, первый президент Английской Академии художеств, представлял своих моделей как носителей идеи прекрасного и возвышенного в человеке. В своих работах он основывался на эстетических и композиционных приемах общего для европейских стран «высокого стиля». При этом созданные им портреты не теряют душевной теплоты («Портрет графини Спенсер с дочерью Джорджианой»).
Земная, естественная красота человека нашла отражение в картинах Томаса Гейнсборо. Удивительно, но художник, умевший передать «музыку души», считал создание портретов тяжелой жизненной необходимостью и всегда мечтал писать пейзажи, которые были не столь популярны среди его современников. Этим объясняется появление в его творчестве особых пейзажных портретов: душевное состояние героя и явления природы в них слиты неразрывно («Портрет Элизабет Шеридан»). На выставке можно увидеть также один из самых известных шедевров Гейнсборо – «Портрет актрисы Сары Сиддонс».
Современник Рейнолдса и Гейнсборо Джордж Ромни, художник-самоучка, уступал им в глубине психологической характеристики моделей, но неизменно поражал легкостью своей кисти. За 20 лет работы через его мастерскую прошло 9000! моделей. Лучшие портреты Ромни относятся к периоду, когда его любимой моделью была знаменитая Леди Гамильтон.
На рубеже 18-19 веков в стране творили два удивительных гения, поднявшие на высочайший уровень жанр пейзажа и предвосхитившие открытия французских импрессионистов, - Констебль и Тернер.
Новаторство Джона Констебля не нашло признания на родине художника при жизни мастера. Но он всегда был честен перед собой и Природой, величие которой не уставал отображать в своих произведениях. Констебль был первым художником в Европе, кто интенсивно работал на пленэре, перенося в законченные картины всю живость непосредственных впечатлений с натуры. Он первый создал своеобразные серии картин, посвященных одному мотиву, находя все новые грани красоты в, казалось бы, привычных и известных явлениях. Одни из самых известных работ – виды собора Солсбери. Особый интерес представляет картина «Стоунхендж»: Констебль создал удивительно романтичный образ этого «восьмого чуда света», грандиозного мегалитического сооружения каменного века.
Уильям Тернер в своем творчестве доходит до почти фантастических фантасмагорий. Такие прославленные произведения, как «Метель» и «Последний рейс корабля «Отважный»» показывают не столько предметы, отражающие свет, сколько саму сущность вибрирующего сияния. Многие картины художника созданы по мотивам мифологических и литературных произведений («Джульетта и ее кормилица»). Еще более свободно мастерство Тернера проявляется в его прозрачных, словно сотканных из воздуха и влаги акварелях («Виды Венеции»).
Выставка «Великие художники Англии» продлится до 15 февраля 2009 г. Вход свободный.