Современный человек, большую часть жизни проводя в городах, становится все более оторванным от природы. Урбанистическая цивилизация формирует у нас искаженное представление о собственном превосходстве над живой природой. Музей-заповедник, создавая новый Музей природы, решает важную задачу – возвращает человека в лоно родной природы.
Не традиционная природоведческая экспозиция, где музейные предметы служат иллюстрацией к той или иной природной закономерности, или коллекционная, а погружение в природу. Это - путешествие, которое длится год, а заканчивается через час.
Путешествие начинается с «прохода» сквозь распиленные глыбы известняка, символизирующие огромные пласты времени, спрессованной органической жизни за последние 300 млн. лет. Нас встречает гид-проводник. Проходя через слои водно-ледниковых отложений, вскрывшихся на обрыве р. Оки, и вертикальную стену известнякового карьера, посетитель осознаёт планетарный масштаб и влияние прошлых геологических эпох на современность. В руках путешественников – планшет-карты, где графически совмещается план экспозиции с ландшафтными комплексами края.
Космическое значение солнечной энергии для жизни на Земле олицетворяет музейная композиция «Древа жизни» в центре зала. Это макет дерева с простёртыми к Солнцу ветвями и обнимающего корнями Землю.
Музейное путешествие продолжается в весеннем дремучем бору. Путник видит застывший момент схватки медведей. Очарованный пением лесных птиц, подходит к журчащей водой бобровой плотине и оказывается у сумрачного волчьего логова на болотной гриве… Затем, в дорогу на юг края - в озерную Мещеру и на север - в Ополье. Извилистый маршрут проложен мимо изогнутых витрин. Заметьте, их пластика природоподобна, в офрмлении экспозиции нет никаких геометрических конструкций.
Крупные формы, деревья, животные соседствуют с увеличенными изображениями микрофлоры и фауны. Применяемые технические средства позволяют сочетать панорамный взгляд с любованием деталями.
Во время «путешествия» сменяются времена года, природные ландшафты Владимирской земли.
Заканчивая путешествие, исследователи не расстаются с музеем, а направляются в музейную лабораторию – «Лесную школу», где смогут сделать свои маленькие открытия. Главный принцип – «трогать руками - обязательно!».
Проблемы, которые решает музей:
Владимирская область относится к густонаселённым регионам, с хорошо развитой промышленностью и транспортной сетью. Антропогенная нагрузка на природу края огромна. Поэтому не случайно в программе комплексного развития музея-заповедника записано «В последние годы в связи с обострением экологической ситуации проблема биологического и экологического образования приобрела особую актуальность во всём мире. Пришла пора воспитывать детей и взрослых в гармоничном сосуществовании с природой, в готовности оберегать наши общие природные ценности везде и всегда».
Цели и задачи экспозиции:
Созданные музейные «уголки» местной природы вопистывают чувство прекрасного, пробуждают любовь к родному краю.
Экспонаты, голоса животных, тексты, слово экскурсовода, радиогид, видеофильмы, информация компьютерного киоска должны раскрывать посетителям удивительно сложную систему биологических закономерностей, существующих в природе.
Музей предоставит посетителям (маленьким через игру) возможность пощупать, попробовать, испытать «чувство собственного открытия».
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли» (Л.Н. Толстой)
Посетитель, осмотрев экспозицию, невольно должен придти к мысли, что от человека зависит сохранение природы и его самого как вида.
Целевая аудитория проекта
Музей создаётся в первую очередь для школьников и студентов г. Владимира и области.