18 ноября 2008 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева, по адресу улица Первомайская, 75, открылась выставка Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, посвященная 130-летию со дня рождения художника.
На выставке зритель сможет увидеть знаменитые произведения художника из собрания Государственной Третьяковской галереи. В их ряду: «Портрет С. Д. Мстиславского» (1929), «Натюрморт с письмами» (1916), «Портрет жены художника» (1913). Из Государственного Русского музея на выставке будут представлены произведения «Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной» (1907), «Автопортрет» (1929), «Портрет А. А. Ахматовой» (1922). Ранние живописные и графические работы художника представил Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева и его филиал, Художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина в г. Хвалынске.
На выставке экспонируется одна из самых знаменитых картин мастера – «Смерть комиссара» (1928), а также этапы работы над ней - этюд к картине.
«Смерть комиссара» - произведение, в котором соединены жизнь и смерть, реальное и созданное творческим воображением художника. Традиции Возрождения и русской иконописи, как и во всем творчестве Петрова-Водкина, не соединены механистически, а создают некий синтез, неповторимость авторского почерка, новизну образной системы и ее художественного воплощения. Земля летит в пространстве, на втором плане течет Волга, полная тишина, как будто мгновение остановилось, в небе тихо висят облачка взрывов, на земле уходит из этого мира человек. Выставка позволяет увидеть самые разные по жанру работы художника, в том числе первое жанровое произведение художника - «Кафе», созданное в 1907 году.
Пейзаж К. С. Петрова-Водкина «В Хвалынске» позволяет нам говорить об истоках его творчества, ибо Хвалынск – родина художника. Этот небольшой городок Саратовской губернии, на Волге, где родился художник, где усвоил первые знания о мире, продиктованные в известной мере укладом старообрядческой общины, упорядоченной и строгой, где в возрасте 12 лет он создавал свои первые самостоятельные произведения – иконы и пейзажи. Можно сказать, что Хвалынск сформировал художественное мышление Кузьмы Сергеевича и, в известной мере, определил такую черту его композиции, как сферическая перспектива.
Известность пришла к Петрову-Водкину поздно, в 31 год, когда, пройдя пору ученичества в школе Штиглица и в училище живописи у Валентина Серова, он совершил несколько поездок в Европу, где работал в студиях Мюнхена и Парижа. Желая приблизиться к жизни, не искаженной ложью современной цивилизации, Петров-Водкин побывал и в Африке. Странствуя, он искал себя, свое место в искусстве. Произведения, привезенные художником из-за границы, были замечены критикой. Особенно громко имя Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина прозвучало в 1912 году, когда он выставил «Купание красного коня».
С 1918 года художник активно участвует в общественной жизни Петрограда, а также занимается преподавательской деятельностью. В это время в его творчестве особое значение приобретает жанр натюрморта («Розовый натюрморт. Ветка яблони», «Утренний натюрморт», «Селедка», «Натюрморт. Свеча и графин»). Живопись Петрова-Водкина возвышает мирское до библейской значительности. Идеально-прекрасное проступает в подчеркнуто-земном, характерно-крестьянском обличье его персонажей, в объемной реальности вещей.
Его работы узнаваемы, благодаря так называемой сферической перспективе, чрезвычайно сложному композиционному способу организации пространства. В основе сферической перспективы лежит наклон вертикальных осей к центру и разворот плоскостей к переднему плану. При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь наконец в окружность.
Живопись Петрова-Водкина, уроженца Хвалынска, прекрасного художника, а также писателя - его перу принадлежат книги: «Хлыновск. Моя повесть», «Пространство Эвклида», представляющие собой автобиографию и размышления над природой творчества - дает образец создания собственного мира, в котором социальные катаклизмы, реальные люди, вещи как бы приподняты над реальностью, и благодаря этому несут многоаспектное символическое звучание.
Выставка продолжит работу до 20 января 2009 года.
Материал подготовлен Еленой Слухаевой, Надеждой Гришиной
Фоторепортаж мероприятия: http://www.radmuseumart.ru/pages/index.asp?id_pages=800&id_header=118