Hexapoda — научное наименование насекомых, принятое в биологии для обозначения этого класса живых существ.
Появление этой выставки в Музее Набокова закономерно, его любовь к энтомологии (науке о насекомых) хорошо известна. Теперь рядом с музейной коллекцией бабочек, которых Владимир Набоков любил ловить сачком и селить в художественном мире своих произведений, предстанет энтомологическое собрание, развернувшее на графических работах Марии Квиклис, выполненных в техниках акварели, офорта и литографии.
Происхождение насекомых в творчестве молодой художницы отчасти также носит литературный характер. Среди работ, представленных на выставке, – иллюстрации к роману Иэна Бэнкса «Осиная фабрика». В обращении с литературным произведением художница бережна, но независима, ее работы не становятся исключительно книжной иллюстрацией. Сохраняя верность источнику, в прочтении книги она находит ответы на личные вопросы, возникающие на путях собственных философских и художественных поисках. А искать Мария предпочитает в местах неожиданных, например, в мире инсектов.
Любовь к насекомым – качество, встречающее среди людей не так часто. Обычно они вызывают инстинктивную негативную реакция. Латинское название Nexapoda выражает одну из наиболее ярких черт насекомых - шестиногость. Для человека – существа с четырьмя конечностями - копошение этих лапок на физиологическом уровне вызывает ощущение инаковости. Они – Alien, Другие. Отсюда, наверное, и обычное опасение при встрече с ними. Мария же относится к ним с симпатией, букашки и «насекошки» - ее милые друзья, ей приятно разобраться в сложном устройстве их ножек, панцирей и усиков, наблюдать за их жизнью на природе, изучать виды и подвиды по биологическому атласу. Однако насекомые на ее картинах не похожи на зарисовки в научных каталогах, они живут активной и какой-то мистической жизнью. Обращаясь к миру маленьких существ, уходя в микромир, Мария использует эффект zoom-увеличения, приближает объект. При этом в гравюрах фиксируются штрихи предметов и движений, а в акварелях границы мира размываются, пространство превращается в аллегорические провалы и бездны. Реалии переходят в цвет, становятся прозрачными и проницаемыми, сочетание пятен выстраивает цветовую вселенную с красными и фиолетовыми доминантами, разрываемыми желтыми, синими и зелеными всполохами. Цвет переходит в энергию, в насыщенном ею поле кружат, летают, ползают, шуршат, жужжат насекомые, тельца которых кажутся гигантскими.
Насекомые обладают наибольшим разнообразием по сравнению со всеми остальными животными планеты, их известно около 1 миллиона видов. Безусловно, только часть этого громадного воинства можно увидеть на картинах Марии Квиклис. Насекомые здесь строго придерживаются иерархии. Огромная Муха, Королева Nexapoda, занимает престол. Ей служит великолепно вооруженные и облаченные в пышную желто-черную форму кавалеры Осы. Эта аристократия мира высоких трав заботится о привилегированных жителях – личинках. Принцессы - нимфы (набоковские ассоциации всплывают сами собой) похожи на взрослых особей, а малолетним дофинам - червеобразным личинкам - для того, чтобы стать похожими на родителей, требуется пройти стадию куколки.
Метаморфоза, которая ожидает личинку, на картинах Марии Квиклис превращается в метафору творческого осмысления жизни и в метафору преобразований, которые претерпевает человек в самой жизни. Жизнь насекомых мимолетна: краткий век, птичий клюв, осенние холода, какой-нибудь новый инсектицид. Но для них это не проблема, природа их подчинена инстинктам: поесть, продлить род и не думать о смерти. Но человек видит эту ситуацию по-другому. Для него ощущение смертности становится травмой, которую каждый решает по-своему: преодолевает, живет с ней или закрывает на нее глаза. Тема соседства жизни и смерти, ярко высвечена в творчестве художницы. Насекомые – один из способов актуализировать ее. Они загадочны и непонятны, похожи на инопланетных пришельцев, их инаковость притягивает и немного пугает, так же как мы одновременно боимся и любим слушать страшные сказки. Столкновение с насекомыми выводит человек из обычного состояния, вытаскивает загнанные в подсознание чувства.
Психологию травмы смертности, ощущаемой человеком, художник развивает в инсталляции, тема которой навеяна романом Иэна Бэнкса «Осиная фабрика». Объект оказывается в центре экспозиции, как огонек свечи, вокруг которого кружат мотыльки. Красный воск, увязшие в прозрачной субстанции насекомые, циферблаты часов как напоминание о неумолимости и быстротечности времени. Это и алтарь, и смертельная ловушка для насекомых, и кокон, из которого родится новая жизнь.
Решение проблемы и преодоление общечеловеческой травмы в творчестве художницы реализуется через любовь. К каждой твари. К каждой маленькой козявке. Энтомофобия (в переводе с греч. - боязнь насекомых) переходит в энтомофилию (любовь к насекомым). Последний термин, кстати, принято употреблять также как обозначение перекрестного опыления растений с помощью насекомых. Так что воспринимать насекомых лучше не как жителей других миров, а как важный элемент эротической жизни растений или амурную аллегорию. Неслучайно главная траектория полета, согласно названию одной из работ, представленных на выставке, проходит в поисках обнаженного женского тела.