НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка Бориса Королева в корпусе Бенуа Русского музея.

4 декабря 2008Санкт-Петербург
Саломея. 1922.дерево.110х71х34,5
Сегодня в Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка Бориса Королева. На экспозиции, носящей ретроспективный характер и охватывающей весь творческий путь мастера отечественной скульптуры, будет представлено около 100 произведений из коллекции Русского музея и Третьяковской галереи. Наряду со скульптурными работами зрители смогут увидеть графическое наследие Королева.

Борис Королев – выдающийся русский скульптор ХХ века, автор новаторских кубистических произведений и в то же время традиционных советских памятников и портретов вождей и деятелей революции. Обращение мастера к разным стилистическим системам определено историей и отражает драматические коллизии эпохи. Его творчество, как и его жизнь – это зеркало времени.

В начале 1900-х годов студент Московского университета Королев проникся социалистическими идеями и участвовал в революционном движении, был арестован и приговорен к ссылке в Туруханский край, замененной высылкой за границу. Однако Королев быстро вернулся из заграницы и жил на нелегальном положении в Москве и Петербурге. В это время он серьезно увлекся искусством, занимался в частных скульптурных студиях. Тогда же он создал свои первые скульптурные произведения («Аполлон», 1908, «Менада», 1909).

В 1910-м закончился срок нелегального проживания в России, и Королев смог продолжить обучение в университете, а также поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Начинающий скульптор создал целый ряд произведений, которые не укладываются в рамки одного творческого метода. Тема героики, которая впоследствии станет одной из главных для Королева, появляется в горельефе «Бетховен» (1910), отражающем мятежный дух немецкого композитора. «Портрет С.И. Зимина» (1912) выполнен в модной тогда импрессионистической лепке «мазками». Совсем иной «Портрет Ф. А. С.» (1914), несущий на себе печать увлечения Роденом, его живой естественной манерой, свободной от академических условностей. В этом произведении наряду с «Портретом жены» (1916) определились будущие особенности скульптуры Королева – энергичная пластика в технике лепки и монументальность формы в работе с камнем.

1910-е годы были для Королева счастливым временем творческих исканий и художественного разнообразия. Подобно Родену, наблюдавшему за свободно двигавшимися моделями в своем ателье, Королев вдохновляется «пластическим танцем» Айседоры Дункан («Танцовщица», 1916). В это же время он сближается с художниками «Бубнового валета». Это нашло отражение в «Мужской фигуре» с ее геометризацией форм (1914).

Во второй половине 1910-х Королев отошел от реалистической традиции в сторону новаторства. Особенно ярко это проявилось после революции, когда он создал целый ряд произведений в стиле кубизма. Королев стал единственным представителем кубизма в русской скульптуре. Он принимал активное участие во всех мероприятиях ленинского плана монументальной пропаганды. Ему импонировала роль художника-преобразователя и стремление к «пересозданию человека средствами культуры». К этому времени относятся кубофутуристический памятник Бакунину (1918-19), проекты памятников Марксу (1919-20) и Освобожденному труду (1920). В то же время Королев размышляет о синтезе скульптуры и архитектуры, их взаимном влиянии, поиске новых средств выражения. Это заметно в таких его работах как «Гротеск» (1921), «Сопряжение форм человеческого тела» (1922), «Саломея» (1922). В них Королев максимально отдаляется от традиции фигуративного изображения обнаженного тела.

К середине 1920-х годов культурная политика государства изменилась. Был провозглашен лозунг «Назад к передвижникам!» и Королев вернулся к реалистической скульптурной форме. В это время он создал свои лучшие этюды обнаженных («Стоящая обнаженная, опирающаяся на тумбу», 1923, «Обнаженная, сидящая за прической», 1924). Во второй половине 1920-х он предпочитал этюду большую форму в натуральную величину модели («Женский торс», 1925, «Юность», 1926).

Особой законченностью формы и чувством материала отмечены портреты Королева 1920-х годов. Если в «Голове каменотеса» (1924) и «Портрете Н.Н. Никольского» (1925) преобладает активное волевое начало, готовность «делать» жизнь, то «Женская голова» (1921), изображающая жену скульптора – это формула женского начала. Свою жену Людмилу Николаевну Королев изображал на протяжении всей жизни, в ее портретах он был свободен от идеологии и пафоса, раскрывая лирическую сторону своего дарования.

На рубеже 1920-х - 30-х гг. Королев начал использовать своеобразную форму портрета-маски («Портрет И.Е. Хвойника», 1929, «Портрет К.С. Сараджева», 1931). Он изображал людей сильных духом и наделенных творческим потенциалом.

Важной частью выставки является раздел проектов памятников Королева. Среди них памятники революционным деятелям (памятник Борцам революции 1905 года (1924-25), памятник Н.Э. Бауману (1926-31), памятник А.И. Желябову (1929-32) и памятники знаменитым писателям и поэтам прошлого (памятник Л.Н. Толстому (1928), памятник А.С. Пушкину (1937), памятник Н.В. Гоголю (1937). Участвовал Королев и в создании «Ленинианы». Он был автором целого ряда памятников Ленину, включая созданный в 1926-м и ставший знаменитым портрет в мраморе, о котором положительно отзывались соратники вождя.

В 1949-м году Королев наряду с бывшими художниками «Бубнового валета» был обвинен в «формализме» и его творчество стало мишенью для беспощадной критики. Его произведения не приобретались и не принимались на выставки. Но Королев продолжал работать: он написал эссе о творчестве А.С. Голубкиной, учебное пособие по скульптуре, автобиографию «Заметки скульптора» и т.д.

В 1985-м году в Русском музее прошла выставка, посвященная 100-летию со дня рождения художника. Тогда особый интерес вызвали показанные после десятилетий замалчивания кубистические работы Королева. Нынешняя выставка дает возможность оценить творчество Королева во всей полноте, почувствовать его своеобразное художественное мастерство.

Главный информационный партнер Русского музея – Издательский Дом Родионова

Информационный партнер Русского музея - «Газпром-медиа»

Информационный спонсор Русского музея – Портал «Музеи России»

Пресс-служба ГРМ e-mail:

www.museum.ru/N35247
Ваше мнение »»

»»Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 28.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru