Старая почтовая открытка в ХХI веке стала вдруг … актуальна. Коллекционеры, бизнес-центры, музеи – от Москвы до Красноярска – все обладатели коллекции старой почтовой открытки стремятся представить свое собрание – выставить, опубликовать. Наверное, это психологический феномен: человеку, обществу свойственно оборачиваться назад. И дело здесь не просто в ностальгии, а в желании в своем пошатнувшемся времени нащупать твердую почву под ногами во вчерашнем дне. Предназначение музея – не дать порваться связи времен. Всеми силами крепить эту связь. Удерживать. Хотя бы она была намечена пунктиром.
Эту цель и преследует выставка старой почтовой открытки из собрания заповедника. Не филателия, не филокартия – сами по себе… А попытка осмыслить феномен почтовой открытки (да, в наше время старую открытку называют культурным феноменом), попытаться понять, что значила почтовая открытка для людей, которые жили сто лет назад, и что она может дать нам в понимании тех людей, для понимания той жизни.
Специального раздела, посвященного почтовой открытке в фондах Пушкинского заповедника нет. Небольшое количество открытых писем и почтовых карточек (как они стали называться с 1906 г.) влилось в собрание заповедника с коллекциями фотографий, поступавших в 1960-е годы от потомков Е.Н.Вревской, ур.Вульф, от потомков А.П.Керн, от потомков арендатора Тригорского М.И.Пальмова, в 2005 г. от потомков священника о.Николая Соловского, в доме которого бывал А.С.Пушкин, когда навещал семью Вревских в Голубове. Небольшое количество видовых открыток поступило от отдельных дарителей в прошлом, 20-м, веке. В основном, это виды Святых Гор и «Пушкинского уголка», т.е. Михайловского и Тригорского. Причем, интересно, что в тригорском доме, который помнил Пушкина, жила Софья Борисовна Вревская – одна из дочерей Е.Н.Вульф и семья Пальмовых, а на открытках их дом, баня и отдельные уголки парка относились к «Пушкинскому уголку». На открытках с видами Михайловского запечатлен Дом-музей, выстроенный в 1911 г. и «Домик няни», который на некоторых открытках назван «Домом А.С.Пушкина». Из уголков парка запечатлена лишь Еловая аллея. А из видов окрестностей – лишь Савкина горка. Судя по различным псковским изданиям старых открыток, сюжетов Пушкинского уголка было не так много и все они у нас имеются и представлены на выставке. На некоторых открытках печатались стихотворные строки Пушкина и Языкова.
Не так много и открыток с видами Святых Гор. В основном, это общие виды на Свято-Успенский монастырь с разных точек: «С птичьего полета», «С Волостновской Горы»; различные места монастыря, связанные с А.С.Пушкиным: «Лестница, ведущая на могилу А.С.Пушкина», «Ворота, где Пушкин пел с нищими Лазаря».
Во всех городах и городишках в начале века любили фотографироваться пожарники. Не исключением были и пожарные Святогорского пожарного депо. Благодаря чему мы можем точно представить себе улицы, где сфотографирована дружина, такими, какими они были сто лет назад.
В Новоржевском и Опочецком уездах снимали, в основном, фотографы Н.Филимонов и братья А. и М. Герасимовы. У М.Герасимова в Пскове было свое фотоателье (как тогда называлось: «фотография»), кроме того, его фотографии издавало акционерное общество Гранберг в Стокгольме. В высоком качестве фотографий и печати могут убедиться посетители выставки.
Охотно виды Пскова печатало благотворительное общество Святой Евгении – в различных типографиях: Гранберг в Стокгольме, Р.Голике и А.Вильборг в С.-Петербурге. Фотографии Н.Филимонова обычно издавали местные купцы и предприниматели Крестины: «Магазин Бр.Крестиных». <…>
Выставку «начинают» портреты Е.Н. и Б.А.Вревских. Как людей, чьи потомки собирали выставленные здесь фотографии и открытки. Эти портреты более 10 лет не экспонировались. Никогда не экспонировались фотографии Ю.М.Шокальского «Дом в Голубово» и фото С.Б.Вревской в Голубово, широко известные по копиям, демонстрирующимся в Тригорском. Так же, как и фотография «Марья Ивановна Осипова с детьми своего лакея Федора Беляева едет из Голубово в Тригорское». Давно не экспонировались раскрашенные фотографии: «Часовня на Савкиной горке» и «Дорога у Маленца», принадлежавшие последним владельцам Петровского – Княжевичам, переданные в заповедник потомками Шелгуновых (из Дериглазово). Эти фотографии из фондов заповедника дают отсчет выставке: от пушкинской темы отпочковалась тема «Почтовая открытка». Эти фотографии – «ниточка» между всеми когда-то (сто лет назад) жившими. Любившими Пушкина, любившими эти места и собиравшими виды этих мест, любившими друг друга и писавшими друг другу эти письма. Письма, которые через сто лет нельзя читать без умиления.
Менее драматичны разделы выставки, посвященные собственно открытке. Это виды Остафьево, Виды Москвы и Петербурга, юбилейная пушкиниана. Практически всю пушкинскую филокартию (кроме иллюстраций к произведениям А.С.Пушкина) можно представить по этой выставке. Сейчас существует стремление считать (или называть) этот раздел филокартии отраслью пушкиноведения.
А некоторые коллекционеры и исследователи феномена открытки считают, что открытка существует «здесь и всегда». Возможно. Если «всегда» - это феномен человеческой памяти. Наша выставка - попытка исследовать этот феномен на примере собрания Пушкинского заповедника.
В.А.Елисеева, хранитель фотонегафонда