14 августа в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка «Власть воды». Тема выставки: вода – как метафора нашей жизни и как отражение этой жизни, жизнь у воды и вода - в Библии, мифологии, легендах и сказках. На экспозиции представлены произведения живописи, графики, иконы, фотографии, скульптура, инсталляции из коллекции Русского музея (около 150 экспонатов), а так же около 100 произведений из частных собраний известных коллекционеров, фондов и галерей Германии, Франции, Израиля. Выставку сопровождает оригинальное звуко - и видео-оформление. Выставка организована при содействии: ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин».
Образ воды в русском искусстве многообразен, так же как сама природа России, водное пространство которой включает в себя моря, океаны, миллионы рек и озер. Капля, ручеек, река, озеро, море, водопад, стихия... Разные ипостаси воды представлены на этой выставке, отражающей как взаимодействие человека с водой, так и меняющееся к ней отношение. От сакрально-созерцательного, через материалистически-активное до ментально-философского. В соответствии с этим построена и экспозиция выставки. В первой ее части представлено искусство восемнадцатого – начала двадцатого века. Поначалу это пассивное, идущее из глубины веков, отношение к воде, когда человек и водная стихия просто находились рядом: «Закат солнца в окрестностях Петербурга» М.Воробьева (1832), «Вид на Неву и Академию художеств» Ф.-В. Перро (1840). Однако, обращаясь к ветхозаветной символике, художники показывали, что вода может служить и пределом человеческому существованию, как, например, в работе Ф.Бруни «Всемирный потоп» (1842-1845), созданной для росписи Исаакиевского собора. В романтическую эпоху сформировался талант главного мариниста России И.Айвазовского, который достиг поистине виртуозного изображения воды, как в спокойном, так и в бушующем ее состоянии, чем заслужил и у современников, и у потомков звание «певца воды». Именно в творчестве Айвазовского, в некоторых его картинах, представлены попытки человека укротить водную стихию, восстать против нее или – побороться с ней. Зритель увидит на выставке две работы мастера: «Сотворение мира»(1864) и малоизвестную широкому кругу зрителей работу «Всемирный потоп» (1864). Произведениями «Закат на болоте» А.Саврасова, «Вид на Волге. Барки» Ф.Васильева, утверждался реализм в русском искусстве. И вода здесь тоже реальна, лишена какого-либо возвышенного отношения, она - спутник ежедневного, тяжелого труда и нелегкой жизни простого человека.
В символическом мире В.Борисова-Мусатова «У водоема» (1902) вода становится зеркалом, отражающим уходящий мир. И здесь же, рядом в этом зале - водный мир И.Левитана в работах «Сумерки» (1899), «Озеро» (1899-1900) соединяющий живописное богатство импрессионизма и духовную глубину символизма. Это тема «Отражения». Работы оказались рядом не случайно: все произведения в первой части выставки соединены не хронологически и не жанрово, а тематически. Потому рядом с «Садко» И.Репина (1876) - «Рождение Венеры» Н.Милиоти (1912), блюдо «Садко» М.Врубеля (1899-1900), «Заморские гости» Н.Рериха (1902) и «Степан Разин» Б.Кустодиева (1918) – это мифы, легенды, сказания. А тема купания представлена как «Купальщицами» А.Егорова (1834) и А.Венецианова (1829), так и «Купающимися мальчиками» К.Петрова-Водкина (1926) и «Купанием коней» А.Пластова(1938).
В работах художников первой половины двадцатого века, например в картине «У моря» А.Дейнеки (1957), водные просторы, это символ новой свободной жизни. И вода теперь не просто спутник человека, это такой же работник, как и он: вода заставляет работать плотины, она «качает» электричество в дома. А потому отношение к воде в это время – победительно-радостное. Эти работы представлены в разделе «Жизнь у воды». Концепция выставки позволила показать довольно большое количество произведений из фондов Русского музея, которые выставлялись крайне редко, например «Гонка яхт» Н.Бубликова (1934). Вторая половина выставки представляет работы художников, родившихся в ХХ веке (многие - во второй его половине). И значит, в полной мере успевших вкусить все несчастия, которые последовали вслед за развитием цивилизации, которые вытекают из власти человека над стихией. Вода теперь может стать и действительно «самым главным богатством на земле» и страшной, никого не щадящей стихией, которую человек, несмотря на все его технические достижения, остановить не в силах. А потому человеку уже свойственны размышления: что же он сделал не так, как вернуть гармонию в мир? Вторая часть выставки представлена самыми разнообразными жанрами: живопись, графика, скульптура, фотография, инсталляция, видео. Это работы современных художников Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Нижнего Новгорода. Многие из них давно знакомы зрителю: А.Петров, О.Кулик, О.Рабин, И Баскаков, О.Флоренская, Н. Нестерова, В. Титов, А. Хорошилова, Т. Назаренко, знаменитые «Митьки», Д. Каварга, А. Беляев-Гинтовт. Какие-то из имен станут открытием для зрителя. Эта часть выставки отличается как своеобразной философией, так и озорством, выдумкой, юмором (Е.Елагина «У истоков жизни». 1990, Г.Берштейн «Квинтет форелей». 2006, М.Герцовская «Плавающие рыбки». 2006, В.Козин «Плавание в шести морях».2008) Художнику второй половины двадцатого века недостаточно уже просто «изобразить воду». Теперь популярны различные «игры» с водой. Вода используется как фон для портрета, как среда обитания, и - как архетипический образ. Например, Д. Герман («Последнее путешествие».1998), не изображая непосредственно гладь воды, предугадывает её в окружающем пространстве: его «лодка» становится аллегорией жизненного пути. И. Говорков и Е. Губанова, часто объединяющие в своих пространственных экспериментах изобразительную форму, свет и звук, в композиции «Ветреная вода»(1996) обыгрывают синтез текста (китайская криптограмма, в переводе означающая «ветреная вода») и пластического объема. Г.Острецов использует в своей работе «Посетитель 2» (2000) знаменитую работу «Девятый вал» И.Айвазовского. Игра является основополагающим принципом и в творчестве В.Попова («Ледниковая вода».2008). Балансируя на тонкой грани между абстракцией и фигуративностью, художник соединяет предшествующий художественный опыт русского авангарда и «конкретного искусства». Но, сквозь юмор, иронию, просвечивает и горечь. В серии С.Браткова «Моряки» (2001) тельняшки и бескозырки не стали символом любимого мифологического персонажа советского прошлого - вечно юного бесшабашного революционного матроса: «Моряки» Браткова постарели, разом потеряв вместе с подавляющим большинством населения все, что могло у них быть. А скульптурная композиция «Фонтан» В. Цаголова (2007) - это, по сути, фарс, это критика криминализированной российской повседневности, в которой бандиты стали почти мифологическими героями. Реализм скульптурной группы – реализм телевизионного экрана, на котором разыгрываются очередные кровавые саги, в которых деньги побеждают добро. Масс-медиальные антигерои нашего времени становятся настолько незаменимым элементом, что замещают и трогательного «Писающего мальчика», и волшебных тритонов, когда-то украшавших фонтаны. Среди инсталляций, создающих особое «водное настроение», которые непременно вызовут интерес у зрителя – видеопроекции, снятые в Антарктиде, море Баффина, Гренландии, Арктике, А. Пономаревым (инсталляция «Нарцисс»), художником, давно работающим с темой воды. Выставка сопровождается богатым видео-материалом. Один из самых известных российских аниматоров А.Петров представлен на выставке сценами из фильма «Старик и море» (1998, 1999), получившим премию Оскар в 2000 году. В трех мини-кинозалах зрители увидят хроникальный фильм о наводнении в Петербурге, видовой фильм о воде и фильмы, специально созданные для выставки «Власть воды» художниками, работающими в этом жанре (А.Артемьев «The World of Water»). Анимационный фильм С.Шушкалова «Вниз по матушке по Волге», который можно увидеть прямо в экспозиционном зале, создан на основе произведений из фондов Русского музея. Завершает выставку «виртуальный бассейн» - видеоинсталляция М.Свищева «10 воспоминаний Бассейна» (2008).