НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Власть воды» в корпусе Бенуа Русского музея.

14 августа 2008Санкт-Петербург
И.К.Айвазовский. Волна. 1889. Холст,масло. 304х505
А.А. Пластов. Полдень.1961. Холст, масло. 174х231
14 августа в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка «Власть воды». Тема выставки: вода – как метафора нашей жизни и как отражение этой жизни, жизнь у воды и вода - в Библии, мифологии, легендах и сказках. На экспозиции представлены произведения живописи, графики, иконы, фотографии, скульптура, инсталляции из коллекции Русского музея (около 150 экспонатов), а так же около 100 произведений из частных собраний известных коллекционеров, фондов и галерей Германии, Франции, Израиля. Выставку сопровождает оригинальное звуко - и видео-оформление. Выставка организована при содействии: ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин».

Образ воды в русском искусстве многообразен, так же как сама природа России, водное пространство которой включает в себя моря, океаны, миллионы рек и озер. Капля, ручеек, река, озеро, море, водопад, стихия... Разные ипостаси воды представлены на этой выставке, отражающей как взаимодействие человека с водой, так и меняющееся к ней отношение. От сакрально-созерцательного, через материалистически-активное до ментально-философского. В соответствии с этим построена и экспозиция выставки. В первой ее части представлено искусство восемнадцатого – начала двадцатого века. Поначалу это пассивное, идущее из глубины веков, отношение к воде, когда человек и водная стихия просто находились рядом: «Закат солнца в окрестностях Петербурга» М.Воробьева (1832), «Вид на Неву и Академию художеств» Ф.-В. Перро (1840). Однако, обращаясь к ветхозаветной символике, художники показывали, что вода может служить и пределом человеческому существованию, как, например, в работе Ф.Бруни «Всемирный потоп» (1842-1845), созданной для росписи Исаакиевского собора. В романтическую эпоху сформировался талант главного мариниста России И.Айвазовского, который достиг поистине виртуозного изображения воды, как в спокойном, так и в бушующем ее состоянии, чем заслужил и у современников, и у потомков звание «певца воды». Именно в творчестве Айвазовского, в некоторых его картинах, представлены попытки человека укротить водную стихию, восстать против нее или – побороться с ней. Зритель увидит на выставке две работы мастера: «Сотворение мира»(1864) и малоизвестную широкому кругу зрителей работу «Всемирный потоп» (1864). Произведениями «Закат на болоте» А.Саврасова, «Вид на Волге. Барки» Ф.Васильева, утверждался реализм в русском искусстве. И вода здесь тоже реальна, лишена какого-либо возвышенного отношения, она - спутник ежедневного, тяжелого труда и нелегкой жизни простого человека.

В символическом мире В.Борисова-Мусатова «У водоема» (1902) вода становится зеркалом, отражающим уходящий мир. И здесь же, рядом в этом зале - водный мир И.Левитана в работах «Сумерки» (1899), «Озеро» (1899-1900) соединяющий живописное богатство импрессионизма и духовную глубину символизма. Это тема «Отражения». Работы оказались рядом не случайно: все произведения в первой части выставки соединены не хронологически и не жанрово, а тематически. Потому рядом с «Садко» И.Репина (1876) - «Рождение Венеры» Н.Милиоти (1912), блюдо «Садко» М.Врубеля (1899-1900), «Заморские гости» Н.Рериха (1902) и «Степан Разин» Б.Кустодиева (1918) – это мифы, легенды, сказания. А тема купания представлена как «Купальщицами» А.Егорова (1834) и А.Венецианова (1829), так и «Купающимися мальчиками» К.Петрова-Водкина (1926) и «Купанием коней» А.Пластова(1938).

В работах художников первой половины двадцатого века, например в картине «У моря» А.Дейнеки (1957), водные просторы, это символ новой свободной жизни. И вода теперь не просто спутник человека, это такой же работник, как и он: вода заставляет работать плотины, она «качает» электричество в дома. А потому отношение к воде в это время – победительно-радостное. Эти работы представлены в разделе «Жизнь у воды». Концепция выставки позволила показать довольно большое количество произведений из фондов Русского музея, которые выставлялись крайне редко, например «Гонка яхт» Н.Бубликова (1934). Вторая половина выставки представляет работы художников, родившихся в ХХ веке (многие - во второй его половине). И значит, в полной мере успевших вкусить все несчастия, которые последовали вслед за развитием цивилизации, которые вытекают из власти человека над стихией. Вода теперь может стать и действительно «самым главным богатством на земле» и страшной, никого не щадящей стихией, которую человек, несмотря на все его технические достижения, остановить не в силах. А потому человеку уже свойственны размышления: что же он сделал не так, как вернуть гармонию в мир? Вторая часть выставки представлена самыми разнообразными жанрами: живопись, графика, скульптура, фотография, инсталляция, видео. Это работы современных художников Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Нижнего Новгорода. Многие из них давно знакомы зрителю: А.Петров, О.Кулик, О.Рабин, И Баскаков, О.Флоренская, Н. Нестерова, В. Титов, А. Хорошилова, Т. Назаренко, знаменитые «Митьки», Д. Каварга, А. Беляев-Гинтовт. Какие-то из имен станут открытием для зрителя. Эта часть выставки отличается как своеобразной философией, так и озорством, выдумкой, юмором (Е.Елагина «У истоков жизни». 1990, Г.Берштейн «Квинтет форелей». 2006, М.Герцовская «Плавающие рыбки». 2006, В.Козин «Плавание в шести морях».2008) Художнику второй половины двадцатого века недостаточно уже просто «изобразить воду». Теперь популярны различные «игры» с водой. Вода используется как фон для портрета, как среда обитания, и - как архетипический образ. Например, Д. Герман («Последнее путешествие».1998), не изображая непосредственно гладь воды, предугадывает её в окружающем пространстве: его «лодка» становится аллегорией жизненного пути. И. Говорков и Е. Губанова, часто объединяющие в своих пространственных экспериментах изобразительную форму, свет и звук, в композиции «Ветреная вода»(1996) обыгрывают синтез текста (китайская криптограмма, в переводе означающая «ветреная вода») и пластического объема. Г.Острецов использует в своей работе «Посетитель 2» (2000) знаменитую работу «Девятый вал» И.Айвазовского. Игра является основополагающим принципом и в творчестве В.Попова («Ледниковая вода».2008). Балансируя на тонкой грани между абстракцией и фигуративностью, художник соединяет предшествующий художественный опыт русского авангарда и «конкретного искусства». Но, сквозь юмор, иронию, просвечивает и горечь. В серии С.Браткова «Моряки» (2001) тельняшки и бескозырки не стали символом любимого мифологического персонажа советского прошлого - вечно юного бесшабашного революционного матроса: «Моряки» Браткова постарели, разом потеряв вместе с подавляющим большинством населения все, что могло у них быть. А скульптурная композиция «Фонтан» В. Цаголова (2007) - это, по сути, фарс, это критика криминализированной российской повседневности, в которой бандиты стали почти мифологическими героями. Реализм скульптурной группы – реализм телевизионного экрана, на котором разыгрываются очередные кровавые саги, в которых деньги побеждают добро. Масс-медиальные антигерои нашего времени становятся настолько незаменимым элементом, что замещают и трогательного «Писающего мальчика», и волшебных тритонов, когда-то украшавших фонтаны. Среди инсталляций, создающих особое «водное настроение», которые непременно вызовут интерес у зрителя – видеопроекции, снятые в Антарктиде, море Баффина, Гренландии, Арктике, А. Пономаревым (инсталляция «Нарцисс»), художником, давно работающим с темой воды. Выставка сопровождается богатым видео-материалом. Один из самых известных российских аниматоров А.Петров представлен на выставке сценами из фильма «Старик и море» (1998, 1999), получившим премию Оскар в 2000 году. В трех мини-кинозалах зрители увидят хроникальный фильм о наводнении в Петербурге, видовой фильм о воде и фильмы, специально созданные для выставки «Власть воды» художниками, работающими в этом жанре (А.Артемьев «The World of Water»). Анимационный фильм С.Шушкалова «Вниз по матушке по Волге», который можно увидеть прямо в экспозиционном зале, создан на основе произведений из фондов Русского музея. Завершает выставку «виртуальный бассейн» - видеоинсталляция М.Свищева «10 воспоминаний Бассейна» (2008).

www.museum.ru/N34548
Ваше мнение »»

»»Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 28.03.2024  x    ?  


К 210-летию взятия Парижа русскими войсками. Выставка "Пластилиновое войско Леонида Зайцева"

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Выставка Оксаны Архиповой "Страницы жизни" в АРТМУЗЕ

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

100 лет. Владимир Ветрогонский. Продолжение…

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Выставка к 130-летию со дня рождения выдающегося авиаконструктора С.В. Ильюшина в Музее Победы

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности

Русская графика Серебряного века


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru