Департамент по культуре Нижегородской области
Русский музей фотографии
представляют
выставку «Фотолетописец России»
(из фондов Русского музея фотографии)
к 150-летию со дня рождения известного российского фотографа
Максима Петровича Дмитриева (1858 – 1948 гг.)
В экспозицию выставки «Фотолетописец России», вошло около 70 работ М.П.Дмитриева конца XIX начала ХХ вв. из основных публицистических циклов: «Волга», «Нижегородская ярмарка», «XVI Всероссийская торгово-промышленная выставка», «Архитектура Нижнего Новгорода», «Старообрядцы, босяки, грузчики, рабочие».
Максим Петрович Дмитриев родился 21 (9) августа 1858 года в деревне Повалишино Тамбовской губернии. Фотографии обучался в Москве у знаменитого фотографа Настюкова. В 70 – 80-х годах XIX века Дмитриев работал в фотографических заведениях Орла, Москвы, Нижнего Новгорода. В Нижнем он познакомился с Андреем Осиповичем Карелиным, получившим тогда уже российское и мировое признание. Некоторое время Дмитриев работал у Карелина фотографом-лаборантом, постигая секреты фотографического мастерства, нередко подражая своему знаменитому учителю. Но, как всякий настоящий художник, Дмитриев всегда искал свой путь в фотографии.
Максим Петрович Дмитриев окончательно обосновался в Нижнем Новгороде в 1886 году, получив разрешение открыть собственное фотоателье на улице Осыпной в доме 9, где сейчас располагается Русский музей фотографии. Среди его клиентов были простые люди и именитые купцы, высшие городские чиновники и представители нижегородской интеллигенции. Фотографировались у Дмитриева и приезжие знаменитости: М. Горький, Ф. Шаляпин, И. Бунин, Ф. Короленко и др.
Не замыкаясь на салонных съемках, Дмитриев снимал волжские пейзажи, город и его обитателей. Серии, посвященные Нижегородской ярмарке и XVI Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года, фотографии Нижнего Новгорода рубежа XIX – XX веков – это бесценные свидетельства эпохи, благодаря которым мы видим давно исчезнувшие ярмарочные ряды и уникальные сооружения XVI Всероссийской выставки, улицы старого Нижнего и целую галерею типажей грузчиков, крестьян, богомольцев, рабочих, босяков. Широко известны тематические циклы Дмитриева: Семеновские ложкари, Кулебакские и Выксунские рабочие, Сормово, старообрядцы Керженских лесов и т.д.
В 1889 году работы Дмитриева появились на фотографических выставках в Москве, Петербурге, Одессе, приуроченных к 50-летию светописи. В 1892 году на выставке в Париже он был удостоен золотой медали в номинации профессиональная художественная фотография.
В 1894 году Дмитриев приступил к грандиозному труду и посвятил ему почти 10 лет своей жизни. Используя объёмные, тяжеловесные деревянные фотокамеры и стеклянные негативы, он фотографировал Волгу на всем её протяжении от истока до устья: Утес Степана Разина, Жигулевские горы, Царев курган, Плес, архитектурные и исторические памятники, виды волжских городов, этнические группы людей живущих в Поволжье. По предложению Семенова-Тян-Шанского за свои работы он был избран действительным членом Географического общества. Его снимки использовались во многих научных трудах. Для современников фотографии М.П.Дмитриева стали настоящей сенсацией. Они демонстрировались на выставках в Германии, Англии, Голландии, США, повсюду имея огромный успех.
Максим Петрович Дмитриев занимался общественной деятельностью. Несколько лет возглавлял нижегородский фотографический кружок, фотографировал памятники старины по заданию Нижегородской ученой архивной комиссии и Академии художеств. Многое из того, что снимал М. П. Дмитриев на протяжении свой жизни, давно уничтожено. Тем более ценно и значимо его фотографическое наследие как исторический документ, как память о прошлом Нижнего Новгорода и России.