3 июля в 15 часов в Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим» открывается выставка под названием «Любимые мотивы». Выставка под таким названием дает возможность, невзирая на хронологию, а хронология представленных работ достаточно широка, от конца 1920-х. годов до 2000-х., акцентировать внимание зрителей на излюбленных темах русского искусства. Обращение к устойчивым темам – одна из особенностей искусства XX века. Любимыми мотивами часто были деревенские или провинциальные пейзажи, виды из окон мастерской, натюрморты. Обращаясь к одним и тем же мотивам, художники часто работают как бы «для себя», но при этом их картины заключают в себе яркие приметы времени. В 1930-е - 1950-е годы почти все мастера любили писать цветочные натюрморты. Что стояло за этим? Возможно, просто стремление к красоте, к свободе, после войны - радость победы, а скорей всего и то, и другое, и третье. На выставке этот жанр представлен работами А. Кольцовой – Бочковой, А. Ястржембского, К. Киселевой, «цветы» продолжали оставаться частыми мотивами изображения и в последующие периоды. Почти монументальной простотой и изысканностью «дышит» букет Б. Чернышева, изобилием форм и виртуозностью исполнения привлекают внимание крымские натюрморты с цветами и плодами Е. Владимирова. Частыми мотивами изображения были и остаются московские пейзажи. Строительство «высоток» вдохновило на создание картин с их видами многих мастеров. «Высотки» любила писать ученица Р. Фалька Р. Рабинович, внося особые поэтические нотки в их изображение. Московские пейзажи на выставке представлены произведениями и наших современников, в частности, И. Юдиной, В. Скалкина. Для каждого художника в Москве были и есть свои любимые места: для Юдиной – это район Сретенки, для Скалкина – Замаскворечья, для Игоря Купряшина таким районом было Коломенское. Характерное для художника поэтическое видение органично накладывалось на красоту и поэзию этого уединенного в 1970-е годы места. К теме Москвы не раз обращался и Александр Волков. В отдельных московских пейзажах художника, родившегося и получившего свои первые живописные впечатления в Ташкенте, чувствуется взгляд стороннего наблюдателя. Такой взгляд запечатлел особую напряженность жизни большого города в картине «Москва» из музейного собрания. Но, безусловно, как для А. Волкова, так и для его друга и единомышленника Е. Кравченко устойчивыми мотивами творчества стали восточные мотивы, которые также являются сквозными для русского искусства. На протяжении всего прошлого столетия художники любили обращаться к южным мотивам. «Алупка» Е. Ермиловой-Платовой и А. Сегала, «Крымские горы» Д. Гуревич, «Кавказ» Ю. Ларина, - все это не должно оставить равнодушным зрителей. Продолжая традиции искусства XIX столетия, художники с любовью писали и пишут пейзажи русской провинции. Переславль А. Дюкова и И. Евсикова, Вологда Г. Быстрицкой, Старая Руза А. Громова, - привлекают внимание и настроением, с которым выполнены картины и приметами провинциальной жизни. Сельские мотивы проходят через все творчество А. Слепышева. В своих картинах он выходит на высокий уровень обобщения, добиваясь почти знаковости изображения. Среди различных тем, представленных на выставке, следует выделить также натюрморты и сценки А. Поманского, интерьеры А. Никич-Криличевского, Л. Митурич, П. Попова, А. Дубова. Мотивы изображения в искусстве XX века, особенно во второй его половине, отличаются многообразием, часто усложняясь и выходя на концептуальный уровень. Самые простые предметы, металлические детали, многообразные вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, - стали объектами творчества А. Гросицкого. По-своему интерпретирует изображение почти расхожего мотива с полем Н. Касаткин, добиваясь иллюзорности и вовлекая зрителя в некоторую игру, в которой трудно понять, где реальность, а где ее подмена.
Тел./факс (495) 994-56-43. 8-496-31-4-65-49.