11 июня в 16.00 в экспозиции Калужского областного художественного музея откроется выставка одного из ярчайших представителей Товарищества передвижных художественных выставок Николая Александровича Ярошенко.
На выставке представлены девять работ Николая Ярошенко, хранящиеся в Калужском областном художественном музее. Коллекция поступила в 1919 году из имения «Степановское» (ныне «Павлищев Бор»), принадлежавшего Елизавете Платоновне Ярошенко, супруге Василия Александровича Ярошенко, брата знаменитого живописца. Самое, пожалуй, известное произведение Ярошенко - «Курсистка». Эта работа произвела целую революцию в умах современников. «Новый, народившийся, небывалый образ человеческий» увидел в ней писатель Глеб Успенский. «Курсистка» является портретом конкретной женщины, слушательницы Высших женских курсов в Петербурге Анны Дитерихс, но при этом картина воспринимается как размышление о целом поколении тех русских женщин, которые не желали мириться с житейской рутиной, с социальным неустройством. В постоянной экспозиции находятся еще две картины кисти Ярошенко: «Портрет няни» и «Портрет дамы с кошкой». На последней представлена Елизавета Платоновна Ярошенко. Работа выстроена по канонам передвижнического портрета-картины. Так же как и Анна Дитерихс, Елизавета Платоновна представляла собой тип современной женщины - женщины образованной и самодостаточной. Семейные портреты художника принадлежат к типу камерного, лирического портрета, с элементами жанровости и повествовательности. Нередко и в самом названии работы («За чтением газеты», «Портрет дамы с кошкой») подчеркивается эта особенность создания картинного образа. Каждый из портретов родственников художника – это прежде всего картинный образ с тщательно выстроенной структурой художественного повествования и в то же время изображение конкретного человека с индивидуальной психологической характеристикой модели. Живописная интерпретация природных мотивов находит свое выражение в пейзажной живописи мастера. Художник одинаково органичен и в пленэрной живописи («Этюд горной речки»), и в работе над пейзажем-картиной («Извержение вулкана»). Для всех произведений этого выдающегося автора характерна строгая, практически монохромная живопись. Вовсе не живописные эффекты волновали Ярошенко: он был художником-мыслителем. Одним из наиболее значительных в русском искусстве. Каждый посетитель выставки сможет принять участие в конкурсе на лучшую идею сувенира для музея. Перед ним ставятся две задачи: во-первых, выбрать, что это будет за сувенир, во-вторых, предложить одно из произведений Николая Ярошенко для его оформления. По результатам конкурса автор лучшей идеи получит приз.