С 4 апреля по 31 мая впервые в Великом Новгороде проходит выставка картин Н.К.Рериха из коллекции Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха (МЦР).
Выставка является совместным проектом МЦР (г.Москва), Новгородского государственного Музея-заповедника и Новгородского Рериховского общества.
На открытии выставки и пресс-конференции для журналистов выступили представители Новгородского Музея-заповедника и городского Комитета культуры и молодежной политики, сотрудник отдела передвижных выставок МЦР, председатель Новгородского Рериховского общества. Выступающие поздравили всех с открытием долгожданной выставки, отметили уникальность творчества Н.К.Рериха и его огромный вклад в мировую культуру. Открытие сопровождалось выступлением музыкантов.
Яркий представитель русской культуры Серебряного века», Николай Константинович Рерих (1874-1947) посвятил свою жизнь прославлению Красоты. Своим многогранным творчеством художника, философа, писателя, поэта, археолога и путешественника Рерих показал, что Красота – явление не отвлеченное, это объединяющая основа жизни, без которой невозможна эволюция человечества. Он оставил миру богатейшее наследие: около 7000 живописных полотен, более 30 томов научно-философских трудов, изданных на разных языках мира.
На выставке представлены 53 картины Н.К.Рериха из серии «Гималаи», за которую художника во всем мире называют «Мастером гор». Эта серия картин отражает маршрут Центрально-Азиатской экспедиции, организованной семьей Рерихов (1923-1928). Экспедиция прошла по труднодоступным областям Центральной Азии и Гималаев. Был собран уникальный научный материал. Для его изучения Рерихи основали в Индии Институт гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет Утренней Звезды»), где велась обширная переписка с учеными многих стран и были заложены новые направления научной мысли.
Выставка картин Н.К.Рериха в Новгороде приурочена к 80-летию завершения Центрально-Азиатской экспедиции.
Во время экспедиции Н.К.Рерих создал более 500 картин и этюдов (и то, и другое равнозначно по художественной ценности), еще большее количество картин впоследствии было написано им в долине Кулу (Индия), где Рерихи прожили почти 20 лет.
Гималайские этюды – уникальное явление в мировой живописи. Создавались они с натуры, практически в один прием. Техника темперы по влажному картону требовала именно такого темпа работы. Но, несмотря на скорость выполнения этюдов, композиция цвета, перспектива горного ландшафта – не вызывают ощущения мимолетности восприятия. Напротив – перед зрителем разворачивается грандиозная панорама величественных Гималаев, которую видел художник своими глазами и запечатлел на своих полотнах. Чистота, прозрачность, неисчерпаемое разнообразие и поразительная гармония цветовых сочетаний, синтез и обобщение форм для выявления их внутреннего смысла, мастерство композиции и исключительная убедительность – неотъемлемые признаки живописи Н.К.Рериха, посвященной Гималаям.
Николай Константинович Рерих сто лет назад бывал в Новгороде, восхищался красотой его храмов и монастырей. Более пятнадцати очерков о новгородской старине написано им («Новгородским строителям», «По пути из варяг в греки», «Великий Новгород», «Спас Нередицкий», «Иверский монастырь», «Чаша неотпитая» и др.), многие новгородские храмы стали частью сюжета в картинах художника. Любуясь творениями древних зодчих, Н.К.Рерих уже тогда уверился в необходимости сохранить их для потомков. Он стал инициатором первого Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакта Рериха, который в 1954 году стал основой Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей, подписанной 59 странами, в том числе и Советским Союзом.
В рамках выставки зрители смогут познакомиться с фотографиями и видеофильмами о жизни и творчестве семьи Рерихов, о Международном Центре-Музее им. Н.К.Рериха.