Экспозиции декабря не так часто оказываются событием. Как правило, выставки, открывающиеся в этот календарный период, носят более или менее развлекательный характер. Ведь рассчитаны они на посещение утомленными долгими праздниками горожанами. Экспозиция "Otium Ludens. Античные фрески Стабий", представленная в Эрмитаже, стала исключением. Она вполне в силах побороться за звание "музейное событие года". Однако прежде, чем перейти к рассказу о выставке небольшая историческая прелюдия.
Мы, околдованные их мистическим ореолом, восхищаемся памятниками Древнего Египта, Вавилона и Востока. Но они чужды для большинства из нас. Их удел оставаться притягательной диковинкой. Совершенно иные чувства вызывают Рим и Греция, которых принято считать родоначальниками европейской цивилизации. Представления о них долгие годы формировали книжные описания, руины и периодически выкапываемые фрагменты статуй. Дверью в повседневный мир античности стали города у подножия Везувия, уничтоженные в результате извержения, как считали римляне, уснувшего вулкана в 79 году н.э. Их открытие в XVIII столетии стало причиной культурного переворота и сделало Неаполь одним из туристических центров мира, что, собственно, осталось неизменным и сегодня. Наиболее известен город Помпеи (который для русской культуры по понятным причинам имеет особое значение). Однако одновременно с ним из плена вулканических пород и пепла были освобождены Геркуланум и Стабии. Правда, Стабиям, в каком-то смысле, повезло больше, чем их прославленным соседям. Не получив известности (в XVIII веке раскопки здесь практически не велись, их возобновили лишь в середине ХХ столетия) они были спасены от рук археологов-любителей прошлого.
В отличие от Геркуланума и Помпей, Стабии были не городом, а если прибегнуть к помощи современной терминологии, элитным дачным поселком. Селившимся здесь римлянам (а среди них были Юлий Цезарь, император Август, Цицерон) концепция скромного отдыха не была близка. Поэтому строительство загородных вилл доверялось лучшим архитекторам, а их декорирование лучшим художникам. Фрагменты созданных ими фресок итальянцы и привезли в Петербург.
Где они демонстрируются в свежеотреставрированных залах Боспора. Которым вернули облик, приданный им архитектором Лео фон Кленце. Спроектировавшего их в помпеянском стиле. Возрожденная радужная окраска стен как нельзя лучше подходит к гедонистическим фрескам римских вилл. В них нет и грамма той строгости, которую зритель ожидает обнаружить в классических произведениях (а более "классического" искусства, чем искусство античности для европейской культуры, как известно, не существует).
Древние боги и духи (а италийские духи в домах латинян были окружены едва ли не большим почетом, чем главные божества пантеона, ведь именно от первых зависело благополучное разрешение повседневных дел) добродушны и легкомысленны. Женщины на фресках прекрасны. Фауна фантастическая и настоящая разбегается по пространству стен в изобилии. Охотники отважны, влюбленные влюблены. А художник с равным удовольствием и тщанием изобразил, как плодовые композиции, так и эротические сцены.
Все говорит о том, что обитатели Стабий ценили жизнь, ее радости и умели ими насладиться. С черно-белыми иллюстрациями в учебниках и ученых трудах этот мир не имеет ничего общего. Он ярок, чувственен, соблазнителен. После этой выставки "классическое" искусство античного мира не будет ассоциироваться со словом "скучный".
(с) Музеи России