Коллекция Марии Федоровны (1847–1928) и искусство подглазурной росписи фарфора ХХ столетия из коллекций учеников и друзей института Культпросвет.
Когда 11 апреля 1919 года английский крейсер «Мальборо» навсегда увозил с крымских берегов вдовствующую императрицу Марию Федоровну (1847–1928), в России, на второй её родине, на многие десятилетия словно бы забыли её имя и дела, многие из которых принесли заслуженную славу Отечеству. Помимо того, что всем сегодня хорошо известна благотворительная деятельность вдовствующей императрицы, её бескорыстная помощь нуждающимся, раненым и неимущим, которой она посвятила значительную часть своей жизни, императрица Мария Федоровна, в девичестве датская принцесса Мария-София-Фредерика-Дагмара, стала первооткрывательницей в России моды на художественный фарфор своей родины, популярность которого в Европе в это время неуклонно росла.
В пристрастии к нему Россия не отставала от других стран. Однако здесь помимо действия законов всепоглощающей моды были и другие, внутренние причины, обусловленные тесными династическими связями русского императорского и датского королевского домов.
Именно по этой причине с середины 1870-х до 1917 г. Марии Федоровне удалось собрать весьма внушительную коллекцию произведений датских и шведских мастеров художественного фарфора. После отъезда императрицы из России мода на скандинавский фарфор эпохи модерна быстро угасла. У новой молодой Республики были другие кумиры, в том числе и в фарфоре…
Вновь интерес к «копенгагенскому» фарфору пришел в Россию только в 1970-е, однако своего наивысшего расцвета достиг лишь на рубеже ХХ–ХХI вв., спустя столетие после первой волны этой «фарфоровой лихорадки». Сегодня «копенгагенский стиль» вновь в центре внимания российских исследователей и коллекционеров, первым из которых была императрица Мария Федоровна. Данная выставка продолжает традиции собирательства скандинавского фарфора и представляет работы его современных коллекционеров и любителей.