Научная реставрация предмета старины, возврат ему исторического художественного облика – один из важнейших аспектов музейной деятельности нашего времени. Восстановление утраченного по разным причинам памятника всегда оказывается событием музейной жизни.
В ноябре 2001 года Всероссийским художественно-научным центром имени академика И. Э. Грабаря (ВХНРЦ) была принята ваза из собрания декоративно-прикладного искусства Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева. Ваза была изготовлена на Берлинской Королевской мануфактуре в 1846 году. В собрание музея она поступила в 1927 году из Вольского губернского научно-образовательного отдела в обмен на портреты Орловых-Денисовых.
Ваза была подарена королем Фридрихом Вильгельмом Прусским III графу Карлу Роберту (Карлу Васильевичу) Нессельроде (1780-1862), занимавшему с 1844 по 1856 гг. должность государственного канцлера. По наследству она перешла его внуку, Анатолию Дмитриевичу Нессельроде, владельцу усадьбы Царевщино Саратовской губернии, откуда после революции оказалась вначале в Вольском научно-образовательном отделе, а затем в художественном музее имени А.Н.Радищева.
Высота вазы более 150 см. Это интерьерная вещь, сделанная из фарфора и богато украшенная росписью, бронзой и позолотой. По диаметру ее самой широкой части расположены камеи, соединение ножки и тулова украшено растительным орнаментом, около гнутых ручек – позолоченные маскароны, декоративные рельефы в виде маски, изображающие человеческие лица.
Данное произведение искусства является законченным воплощением стиля историзма в декоративно-прикладном искусстве Западной Европы. Находясь в собрании музея ваза часто экспонировалась, становясь организующим началом пространства многих музейных экспозиций, что видно на фотографии выставки 1930 г. «От старой рукописи до советской книги». Первая реставрация предмета в советскую эпоху была произведена в 1960-е годы. В конце 1990-х годов возникла необходимость в «поновлении» предмета с учетом новых реставрационных технологий.
Перед началом работ ваза была разобрана на 90 (!) составных элементов. Отдельно были вычленены части ручек, бронзового орнамента, соединений, фарфоровых частей. Узкая специализация реставраторов ВХНРЦ привела к тому, что разные части предмета реставрировались разными специалистами. Так, тулово и ножка были восстановлены Е. О. Мининой. Были сняты пылевые и клеевые наслоения, удалены следы прежней, менее совершенной реставрации и восполнение сколов. Подставка и обод из бронзы реставрировались А. И. Сивовым. Реставратор Е. Н. Шаркова восстановила фарфоровую, наиболее поврежденную часть вазы, нижнюю часть тулова. Фрагменты вазы были ею очищены от бывших реставрационных остатков, после чего была осуществлена поочередная склейка и восполнение утрат по аналогии.
Реставраторы Ю.Н. Устинова отреставрировала горловину вазы, О.А Чекалова – ее ручки, И.Б. Сивова - маскароны и И.Л. Андреева – крышку. Таким образом, над воссозданием первоначального исторического облика декоративной вазы мейсенского фарфора работало семь человек, демонстрируя высочайший профессионализм и владение мастерством, ибо реставрация – это и наука, и искусство, и ремесло. В феврале 2007 реставрации вазы была закончена, и она явится подлинным украшением вновь открывающейся экспозиции исторического здания Радищевского музея.