30 июля 2007 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева закончилась очередная практика художников-реставраторов из Москвы.
Проходившие практику - студенты Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, создателем и ректором которой является профессор, Народный художник России Илья Сергеевич Глазунов. Кафедра реставрации в академии существует, как и сама Академия, двадцать лет.
В глазуновской Академии учат бесплатно. Планка достижения художественного мастерства в ней очень высока. Об этом свидетельствуют дипломные картины выпускников, сложность которых соответствует званию художника высшей категории. Во время учебы студенты ездят по России, попадая в самые разные точки страны. Они также имеют возможность побывать за границей. Это, конечно, не то пенсионерство, которое имел золотой медалист Академии художеств в XIX веке, но экскурсионное знакомство с крупнейшими европейскими музеями и творчеством старых мастеров студенты, безусловно, получают. В том же ключе идет постижение основ реставрационной науки. Реставрационное отделение Академии пользуется огромным спросом у молодежи. В качестве подтверждения сказанного можно привести тот факт, что на отделение реставрации в Петербурге на пять мест было подано всего шесть заявлений, тогда как в Московской Академии конкурс составил шесть человек на место. И неизменная повышенная требовательность, предъявляемая преподавателями к студентам, не отвращает молодежь от учебы. Они убеждены, что только таким образом можно получить прекрасную специальность.
За время существования Академии из ее стен вышло много замечательных специалистов, в том числе и преподавателей реставрационного дела высшей категории. В их числе Екатерина Юрьевна Иванова, реставратор живописи и Владимир Викторович Филатов, реставратор темперы. Именно у этих мастеров, великолепных знатоков своего дела в столь редкой профессии как реставратор, учились руководители практики Сергей Александрович Потапов (Москва), реставратор станковой живописи, работающий в Государственном музее А. С. Пушкина и Андрей Геннадьевич Моченцов, заведующий отделом реставрации Саратовского музея имени А. Н. Радищева.
Саратовский музей сотрудничает с Академией живописи, ваяния и зодчества уже пятый год. Это сотрудничество оказалось очень плодотворным как для музея, так и для самой Академии.
Из всех известных профессий специальность реставратора - одна из самых уникальных. Она требует одновременно хорошего знания химии и истории искусств. В ней нельзя обойтись без художественного взгляда и вкуса. Но не только. Реставратор не может не обладать остротой зрения, образным мышлением, аккуратностью, усидчивостью, эмоциональной стабильностью.
По словам Сергея Александровича Потапова, реставрационная деятельность соотносима в известной степени с профессией врача - только она спасает не людей, а "лечит" утрачиваемые произведения, не дает им погибнуть. "Ответственность за произведения искусства огромна, - утверждает он. - Это как врач. Реставрируя, важно не добавить ничего от себя. Чтобы восстановление поврежденного художественного произведения было успешным, реставратор не должен ощущать себя художником, он должен находиться в тени мастера - в этом залог того, что художественное произведения дойдет до зрителя без изменений".
В Радищевском музее реставрировался так называемый "музейный неликвид", то есть вещи, которые многие годы не могли быть выставлены из-за своего состояния. В их ряду были девять произведений темперной живописи (иконы) и двадцать одна живописная работа. То, что эти работы выполнялись студентами второго курса, не умаляет мастерства исполнения (Н. Гришина)