Погиб Юрий Иванович Холдин, замечательный фотохудожник, мастер светописи, организатор всероссийского проекта "Свет фресок Дионисия - миру", который "Литературная газета" имела честь представлять на своих страницах, начиная с 2004 года.
Чрезвычайно сильный, страстный и цельный человек, он подчинил всю мощь своего таланта смиренной цели - передать красу и мудрость фресок Ферапонтова монастыря, писанных Дионисием в конце XV века, средствами фотографического искусства. Именно такую формулировку - "фотографическое искусство" - он отстаивал со всей горячностью темперамента. Он имел на это право. Не только потому, что в течение семи лет на собственные деньги фотографировал фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтове монастыре. Фрески "снимали" многие. Никто - как Холдин. Перфекционист, он поставил перед собой задачу почти нереальную. Сделать съемку фресок при дневном свете, который изменчив, как облачка на небе. Добиться освещения, какое бывает в полдень. Сохранить целостность композиции Дионисия. Фактически он готовил съемку, словно ставил фильм: с режиссерской раскадровкой, с лесами, специальными осветительными приборами и т.д. И все это - ради правильного кадра. Такого, который бы сохранил неповторимость оттенков цвета и все трещинки, отставленные временем. Такого, который бы донес строгость древних ликов, воздушную громаду пространства храма, последовательность развертывания мысли иконописца. Не удивительно, что на это потребовалось семь лет. Удивительно, что ему удалось решить эту задачу. Раньше такой труд называли древним словом "подвижнический" - от слова "подвиг".
Оборотной стороной этого подвижничества было самоотречение мастера. Чтобы добиться передачи естественного видения средствами искусства фотографии, Холдин должен был сделать невидимой, незаметной собственную работу. Превратить ее в прозрачнейшее стекло, собирающее свет Дионисия. Эта позиция художника, требующая самоотречения и максимальной профессиональной самоотдачи, противоположна той, к которой привыкло современное искусство, апеллирующее к открытому самовыражению мастера. Гораздо ближе эта позиция к точке зрения древнерусских летописцев, которые о себе иначе не говорили, как "аз неразумный и многогрешный…". Самоумаление это не ради гордости, а ради того, чтоб не затемнить, не рассеять, не исказить послание для других времен. При этом, как ни парадоксально, Холдин нашел свою меру личного высказывания. Ту свободу внутри канона, которую искали и обретали иконописцы.
С не меньшим упорством, горением он работал над тем, чтобы "свет фресок Дионисия" дошел до как можно большего количества людей. Фолиант "Сквозь пелену пяти веков", подготовленный и изданный им к 500-летию фресок Дионисия в 2002, получил Всероссийскую премию в номинации "Событие года". Все, кому посчастливилось побывать на выставках "Свет фресок Дионисия" в Третьяковской галерее, в музее-заповеднике Новгородского кремля, в Ярославле, Новгороде, залах петербургской Академии художеств, в Политехническом музее, навсегда запомнят работы и мастер-классы Холдина.
Вслед за горечью потери нам еще предстоит осознать, что проблемы, которые "подвигал" Холдин, далеко выходят за рамки чисто фотографических или искусствоведческих. В сущности, он ставил вопрос об актуальности обращения современных художников к традициям древнерусской религиозного искусства. На вечный вопрос: а вся ли правда исчерпывается разоблачением и уличением нехороших людей в слабостях и преступлениях, или есть, скажем, истина утвердительная, - он отвечал трудом и собственной жизнью.
Низкий поклон Вам и светлая память, Юрий Иванович!
"Литературная газета"
Выставку "Свет фресок Дионисия" сейчас показывают в Музее декоративно-прикладного искусства на Делегатской.