В Музее истории религии открылась новая выставка. Выставка для данного музея необычная. Посвящена она не религии или хотя бы ее связи с культурными достижениями той или иной цивилизации, а живописи, русской живописи XIX века.
За 75 лет, а именно столько прошло со дня основания музея, в его фондах скопилось достаточно большое количество работ русских (да и не только русских) мастеров разных периодов. Но в историческом музее они обречены играть лишь второстепенную роль в экспозиции. Желая хоть как-то изменить сложившуюся ситуацию, сотрудники музея создали выставку "Неизвестные работы известных мастеров". Кстати, "неизвестные" порой не только широким кругам зрителей, но и историкам искусства.
Изображения большинства работ, представленных на экспозиции, ранее не публиковались, более того некоторые из них специалисты и вовсе числили среди утерянных произведений.
Такова, например, судьба картины "Христос в терновом венце" кисти "отца" передвижничества Ивана Крамского. Работа долгие годы считалась одним из произведений, исчезнувших в бурном море отечественной истории, пока в ходе реставрации не была открыта подпись на картине из Музея истории религии. Это сравнительно небольшая картина приоткрывают дверь в творческую лабораторию художника, в период работы над полотном "Хохот" или "Радуйся, царь Иудейский!" (ныне хранится в Русском музее), незаконченной и потому не выставляющейся картиной, которая должна была стать одним из центральных живописных произведений эпохи.
Наравне с неизвестными творениями известных мастеров, в число которых входят помимо Ивана Крамского, Василий Перов, братья Маковские, Виктор Васнецов и Михаил Нестеров посетители выставки смогут познакомиться с новыми, неизвестными гранями творчества художников.
Так создатель знаменитого монумента "Тысячелетию Руси" в Новгороде и памятника Екатерине Великой, украшающего площадь Островского в Петербурге, Михаил Микешин предстает в роли живописца. А Иван Айвазовский, прославившийся на весь мир как тонкий знаток и мастер изображения морской стихии, предстает в роле автора картины на библейский сюжет.
Не меньше внимания, чем неизвестные полотна очень известных мастеров, привлекают картины, которые интересны не столько благодаря своим художественным достоинствам или имени автора, а благодаря необычному или забавному сюжету. Как в случае с картиной художника Ивана Макарова "Нагорная проповедь". Необычность этого произведения в том, что слушателями Христа оказываются не его ученики или жители древней Галилеи, а Александр III и его семья чудом, избежавшие гибели в железнодорожной катастрофе, событие, в ознаменование которого и было создано данное полотно.
Внимание всех присутствовавших на открытии привлекло произведение Владимира Маковского к неосуществленной картине "Освещение публичного дома". Если к этому полотну зрителей влек его нетривиальный сюжет, то к портрету императрицы Александры Федоровны работы художника Смолякова техника его исполнения: изображение императрицы "набрано" из строк манифестов ее венценосного супруга Николая II.
И последнее, сотрудники музея рекомендуют: посетив выставку, пройдитесь еще раз по залам Музея истории религии и тогда вас ждет множество "живописных" открытий.
(с) Музеи России
Информация о выставке: http://www.museum.ru/N31566