Государственный музей-заповедник "Павловск" приглашает посетить постоянную музейную экспозицию "ИМПЕРАТОРСКИЙ КОСТЮМ. XVIII - нач. XX в.в." (В Северном полуциркульном корпусе Павловского дворца).
"Для славы и красоты государства". Как и многие, хорошо известные революционные начинания, Европейскую моду на Руси ввел Петр-I. Подпав под сильное впечатление от своего первого заграничного путешествия 1698 года, молодой царь заимствованные европейские порядки стал облекать в форму закона, где и в одежде предписывалось всем горожанам "для славы и красоты государства" подражать иноземным типажам. Как и водилось по тому времени - указы носили неукоснительный характер. В публичных местах были вывешены манекены с образцами новых костюмов, получившие прозвище "чучел"; портным запрещалось шить платья старого покроя, а всех ослушников безжалостно наказывали, ставили на колени, и, старинную длиннополую одежду, ножницами, превращали в новомодный кафтан…
Так, казалось бы, малозначительная деталь, костюм человека, столь много говорит о жизни целого народа, государства. Но автор экспозиции, старший научный сотрудник Павловского дворца, кандидат искусствоведения Вершинина Наталья Михайловна, являющаяся хранителем фондов тканей и платья, этому вовсе и не удивляется. Ведь среди разнообразных предметов, находящихся в музейных фондах, ни что иное, как именно костюм выполняет особую, почти сакральную роль, осуществляя наиболее живую связь между миром теней и света, между далеким прошлым, и настоящим. Как свидетельствует Наталья Михайловна, костюмы и платья ее коллекции, несмотря на сотни прошедших лет, все еще хранят запах духов своих хозяек, а когда возникает необходимость выставлять их, то манекены приобретают точный силуэт и форму человека носившего его, словно наполняя плотью оживающие шелка. Кстати, и ткани эти, опять же, как и призраки, пуще смерти боятся солнца и большого скопления людей. Им комфортно в темноте и уединении…
И все же, несмотря на некий мистический флер, на самом деле, подготовленная к открытию в Павловском дворце выставка императорского костюма, это, прежде всего - экспозиция высочайшей ценности художественного, декоративно-прикладного искусства, тонкого и нежного, светлого и изящного. Ведь для Романовых шили платья лучшие мастера и Дома моды Европы. Здесь представлены работы модистки французской королевы Марии-Антуанетты Розы Бертен, марки знаменитых европейских и русских модельеров, таких как парижские "Worht" (Чарльз Ворт), "Nicaud" (Нико) и "Torin Blossier" (Торин Блоссье), венская "Coelh & Uzel" (Коль и Узель), лондонская "Mirette" (Миретт). При пошиве одежды отбирались самые добротные ткани, а для отделки использовалась ручная вышивка, аппликация, лучшие образцы западноевропейского и русского кружева. Представлены в экспозиции и модели, свидетельствующие о приношении "для славы и красоты государства Российского" от выдающихся создателей русской моды - "Мадам Ольга" (Ольги Бульбенковой), "Ивановы", "A.Brisac" (Бризак), мастерской Надежды Ламановой, чьи работы продиктованы главенствующими модными тенденциями своего времени, взывают к восхищению и уважению, которое может и должна испытывать современная Россия к своей истории и культуре. Дабы убедиться в этом и поспешите в Павловск.