Впервые после пятнадцатилетнего отсутствия постоянной экспозиции в Государственном музее К.А. Федина открылась новая уникальная экспозиция "Дом русской литературы ХХ века".
На открытии музея приехали из Москвы дочь писателя - Нина Константиновна Федина, внуки Варвара Александровна Фомина и Константин Александрович Роговин, которые вновь передали в дар музею бесценные реликвии из семейного архива.
Многочисленных гостей приветствовали министр культуры Саратовской области М.А.Брызгалов, директор музея И.В.Ткачева, заведующий музеем Серебряного века (Москва) М.Б. Шапошников, зам. директора музея М.А. Шолохова (ст. Вешенки) Л.П. Разогрева, отмечавшие значимость создания подобной экспозиции для культурной жизни города и региона. Первую экскурсию по экспозиции провела заместитель директора И.Э. Кабанова.
Государственный музей К.А.Федина был открыт в июне 1981 года в Саратове, на родине писателя, в старинном здании бывшего Сретенского начального училища, где Федин учился в 1899-1901 годах. Выдающийся русский прозаик ХХ столетия, имя которого получило всемирную известность, Константин Александрович Федин (1892-1977) занимал в своем творчестве гуманистические позиции, отстаивал общечеловеческие ценности и идеалы.
Произведения К.А.Федина всегда становились яркими событиями литературной жизни, но неоднозначно воспринимались критиками. Повести "Анна Тимофевна", "Пустырь", "Трансвааль", "Наровчатская хроника", "Старик", романы "Города и годы", "Братья", "Похищение Европы", "Санаторий Арктур", трилогия "Первые радости", "Необыкновенное лето", "Костер", книга воспоминаний "Горький среди нас" - художественная летопись современности.
Жизнь подарила К.А.Федину общение с великими деятелями русской и зарубежной культуры - писателями Е.Замятиным и М.Горьким, А.Ахматовой и Б.Пастернаком, М.Зощенко и А.Ремизовым, А. Толстым и В.Шишковым, К.Паустовским и К.Чуковским, Р.Ролланом, С.Цвейгом, Б.Брехтом, художниками В.Фаворским и Г.Верейским, Т.Мавриной и Н.Кузьминым и многими другими, чьи письма, книги с автографами, рисунки и фотографии писатель бережно хранил в своем архиве.
Государственный музей К.А.Федина - единственный музей Нижневолжского региона, посвященный истории литературы ХХ века, обладающий богатейшей коллекцией рукописей, писем, редких книг и журналов, а также фотографий и произведений изобразительного искусства. Фонды музея насчитывают около 60 тысяч единиц хранения, наиболее ценные из которых были переданы в дар Саратову Ниной Константиновной Фединой - дочерью писателя.
В новой постоянной музейной экспозиции "Дом русской литературы ХХ века" творческая и личная биография К.А.Федина, существенно переосмысленная, представлена в многообразных и сложных связях с эпохой. Это дает возможность проследить все перипетии непростой, противоречивой судьбы писателя, заглянуть в его творческую лабораторию.
Перед посетителем пройдут "города и годы" К.А.Федина - саратовские детство и юность, ставшие неиссякаемым источником творчества; первая любовь и зреющее желание стать писателем в годы германского плена (1914-1918); стремительное и яркое вхождение в литературу Петрограда двадцатых годов; заграничные поездки тридцатых, связанные с тяжелой болезнью, возвращение на родину и мучительное осознание трагических перемен в стране; эвакуация в Чистополь, поездки на фронт в составе писательских бригад и участие в Нюрнбергском процессе; жизнь и работа - писательская и общественная - в Москве и легендарном писательском городке Переделкине в 1940-70 годы.
В новой музейной экспозиции представлен не только творческий путь К.А.Федина и его ближайшее окружение, но и широкий литературный и культурный контекст эпохи.
Главной идеей экспозиции является идея Дома, раскрывающаяся на различных уровнях. Это и те конкретные дома, где родился, учился, жил К.А.Федин, и те дома, которые символизируют различные периоды в архитектуре и культуре. Это в целом музейное пространство как Дом русской литературы, вобравший в себя истинные духовные ценности нации.
В атмосферу времени переносят воссозданные интерьеры, "островки" быта, а также графические работы с видами Петербурга, Москвы, Саратова, выполненные замечательными русскими художниками М.Добужинским, Е.Лансере, А.Остроумовой-Лебедевой, В.Милашевским, Т.Мавриной. Облик писателей и поэтов запечатлен на фотографиях и портретах работы Ю.Анненкова, А. Головина, К.Петрова-Водкина, Г.Верейского.
Экспозиция без купюр показывает динамику литературной жизни через персоналии писателей и важнейшие события времени, дает возможность переосмыслить историю культуры России прошлого столетия.
Литература ХХ века наследовала великие традиции русской литературы XIX века. Впервые в постоянной экспозиции музея представлены бесценные реликвии, связанные с именами А.Пушкина, Н.Гоголя, Ф.Достоевского, Л.Толстого, И.Тургенева, Н.Некрасова М.Салтыкова-Щедрина.
В экспозиции в полной мере нашло отражение богатство эстетических и духовных исканий начала ХХ века - русская религиозная философия и различные течения "серебряного века" - символизм (Д.Мережковский, К.Бальмонт, В.Брюсов, Вяч.Иванов, А.Блок, А.Белый), акмеизм (Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам). "Серебряный век" дал блестящую плеяду писателей и поэтов, не примыкавших к определенным течениям: А.Ремизов, И.Анненский, М.Волошин, М.Цветаева. Ярким явлением зарождающегося русского авангарда был футуризм (В.Хлебников, В.Маяковский, И.Северянин). Традиции реализма развивались в творчестве А.Куприна, А.Чехова, И.Бунина, М.Горького, И.Шмелева.
Архитектурные реконструкции петроградского Дома Искусств, объединившего начинающих и известных литераторов, и легендарной Башни Татлина символически передают многообразие творческих поисков, которое еще допускалось в послеоктябрьское десятилетие. В яростных дискуссиях и спорах возникали новые литературные группы и объединения: имажинисты (С.Есенин, А.Крученых, А.Мариенгоф), "Серапионовы братья" (К.Федин, М.Зощенко, Вс.Иванов, Н.Тихонов, Л.Лунц, В.Каверин и др.), ЛЕФ (В.Маяковский, Н.Асеев). Продолжали свой творческий путь писатели старшего поколения - А.Толстой, В.Шишков, К.Чуковский, ворвались в литературу новые имена - М.Булгаков и Ю.Олеша, И.Эренбург и И.Соколов-Микитов... Командные позиции в литературе все уверенней занимали объединения пролетарских писателей, среди которых было немало талантливых авторов.
"Великий перелом" в культуре, начавшийся в 1929 году, в экспозиции показан через документы, связанные с громким делом Б.Пильняка и Е.Замятина. Разгром литературных группировок завершился I Всесоюзным съездом советских писателей и созданием единого Союза советских писателей. Была предпринята попытка глобальной унификации творческих течений, стилей, индивидуальностей. Одних писателей провозгласили кумирами, другие либо были репрессированы, либо не имели возможности печататься, либо ушли в историческую и детскую литературу. Но и в сталинские годы не иссякала русская литература. Печатались новые произведения Н.Заболоцкого и Б.Пастернака, В.Вересаева и М.Пришвина, М.Шолохова и А.Фадеева, Л.Леонова и К.Паустовского; продолжали писать А.Ахматова и М.Булгаков, чьи рукописи увидели свет лишь через многие годы.
В годы Великой Отечественной войны активно работали в литературе А.Твардовский, К.Симонов, В.Гроссман, В.Некрасов…
Впервые в экспозиции широко представлен период хрущевской "оттепели", давший новые яркие имена (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, В.Шукшин, В.Распутин, Ю.Трифонов, В.Высоцкий, А.Галич, Б.Окуджава), самиздат и громкие "писательские дела" 1950-70-х годов Б.Пастернака, И.Бродского, А.Солженицына.
Экспозиция "Дом русской литературы ХХ века" - это попытка осознать, как в ХХ веке, в эпоху глобальных, подчас катастрофических перемен, разрушения многовековых устоев и ценностей, зарождалась новая литература. В поисках, метаниях и заблуждениях, претерпевая огромные изменения, она в лучших своих проявлениях поднималась на новые вершины, открывала новые пути, оставаясь носителем духовных и нравственных ценностей, Домом, в котором жила, развивалась и спасалась душа человека.