В 1869 году Лувр получил удивительное наследство, самое удивительное в своей истории. В этот год коллекцию парижского музея пополнило богатейшее собрание, насчитывающее 583 картины, доктора Луи Ла Каза (1798-1869) коллекционера и филантропа. Конечно, среди этих полотен, завещанных музею, было немало картин, принадлежащих кисти мастеров средней руки. Но были и настоящие шедевры как французской, так и европейской живописи XVII и XVIII веков. В том числе произведения Рембрандта, Риберы, Рубенса, Ван Дейка, Ватто, Шардена и Фрагонара, многие из которых прежде не были известны публике.
Эти работы не только обогатили и украсили коллекцию главного музея Франции, но и оказали значительное влияние на мастеров последующих эпох, в первую очередь на живописцев-новаторов конца XIX столетия. Об этом столетии напоминает и дизайн выставки, воссоздающий облик Лувра XIX века. Поэтому полотна из коллекции Ла Каза, хранящиеся ныне в Лувре и некоторых других, провинциальных, музеях Франции были намеренно развешаны согласно принципам шпалерной развески (когда картины практически полностью скрывают стену), принятой в музеях и галереях той эпохи.
Кроме произведений, собранных Ла Казом, в число экспонатов выставки входят документы, рассказывающие об этом собрании и о ее первом владельце, и полотна, написанные некоторыми из его современников (в том числе Мане и Фантен-Латуром), на чье творчество оказали влияние картины из его коллекции.
И как художник любитель, и как коллекционер романтик Ла Казе отдавал предпочтение свободной живописной манере, и, вопреки эстетике своего времени, ценил цвет в живописи. Именно эти качества привлекали его в живописи Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Буше, Фрагонара - великих колористов, чье творчество восхищает современных зрителей, но было образцом дурного вкуса для классицистов XIX века, правивших художественным миром Франции при жизни Ла Казе.
Центральной картиной выставки, на которой демонстрируются наиболее интересные произведения, входившие в коллекцию доктора Ла Каза, стал "Жиль" Антуана Ватто. Конечно, работа Ватто - одно из лучших живописных произведений в истории европейского искусства. Однако для этой выставки не менее важен тот факт, что именно Ла Казе в свое время, вопреки эстетическим предпочтениям первой половины позапрошлого века, одним из первых начал собирать картины художников XVIII столетия, тем самым, способствуя возрождению интереса к творчеству живописцев галантного века. Также, вопреки моде, Ла Казе охотно приобретал мало тогда ценившиеся работы испанских мастеров XVII века, живопись итальянского барокко и произведения таких непопулярных художников как братья Ленены и Франс Хальс. Теперь и упомянутый выше "Жиль" Ватто, и натюрморт "Булочка" кисти Шардена, не говоря уже о "Вирсавии" Рембрандта и "Нищем" Риберы, представленные на выставке, числятся среди лучших картин коллекции Лувра.
(с) Музеи России
Сайт Лувра: www.louvre.fr