Московский музей современного искусства и журнал ДИ при поддержке Посольства Королевства Нидерландов представляют в рамках параллельной программы Второй Московской биеннале современного искусства проект Би Флауерса (Bee Flowers) “Liberation! - женщины и Абу-Грейб”.
Би Флауерс родился в 1967 г. в Нидерландах. В детстве он много путешествовал с семьей по разным странам, несколько лет жил в Египте. Интерес к истории, социологии, истории религий, общественным идеологиям определил позднее основную направленность творчества Флауерса. Темы его арт-проектов неизбежно связаны с общественно-социальной проблематикой, вопросами взаимодействия культур и изменения систем ценностей в современном общества.
Проект “Liberation!” инспирирован событиями 2004 года в иракской тюрьме Абу-Грейб, где молодые американские девушки-солдаты подвергали сексуальным пыткам иракских заключенных-мужчин. Документальные фотографии, разошедшиеся по всему миру, вызвали резкий общественный резонанс, в центре которого оказались вопросы правосудия, морально-нравственной вины участников и ответственности президента Буша и его администрации.
Би Флауерс в своей работе рассматривает иные аспекты данного события: стержневой темой проекта «Liberation!» становится столкновение двух культур по вопросам иерархии полов.
Серия крупноформатных компьютерных коллажей, составляющих «Liberation!» имеют прочный генезис в истории постмодернистского искусства.
Однако, спустя полстолетия, эстетика поп-артистского «изобилия-потребления» сменилась этическим спаррингом «насилие-унижение».
Центральным образом «Liberation!» является Линдибот, коллажный персонаж девушки-воина, репрезентация фрагментарной идентичности, заимственной у разных образцов для подражания. К Линдиботам присоединяются девушки-солдаты, подчеркнуто оснащенные женскими гениталиями. Эти солдаты и есть новое американское оружие, содержащее в себе своего рода «vagina dentate» (зубастую вагину), способное нанести максимальный психологический удар по мусульманскому миру.
Работа голландского художника имеет структуру из многослойных культурно-исторических кодов, ссылок и цитат на искусство соременного и предыдущего поколений. Нередко Би Флауерс, помещая цитату в иной контекст, меняет её значение. Один из примеров бегущая строка американской художницы - концептуалиста Дженни Холцер «Ты жертва тех правил, по которым живешь».
Куратор – Светлана Гусарова
Место экспозиции: Музей декоративно-прикладного искусства. Время работы выставки: 28 февраля – 28 марта 2007 года.