В Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого звучат калевальские песни. Несмотря на то, что все знают, все привыкли - Кунсткамера место сосредоточения предметов, принадлежащих миру незнакомых и далеких цивилизаций народов Африки и Азии. Действительно, эти коллекции составляют ядро собрания первого музея Петербурга. Но, вопреки сложившейся традиции, сейчас там гостит "Музей коренных народов Петербургской земли". Что ж в наши дни о традиционной культуре Ижорской земли, также известной под шведским именем Ингерманландия, к сожалению, знают меньше, чем об обычаях африканских племен или об укладе жизни в Китае.
Принимая на веру описание берегов Финского залива данное Александром Пушкиным во вступлении к поэме "Медный всадник", мы представляем эти земли сумрачными и пустынными. Где "по мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там". На самом деле все было не так. Водь, ижоры, финны издревле селились здесь. Их многочисленные поселения появились в этих местах задолго до рождения Петра, даже до того, как 15 июля 1240 года молодой князь Александр Невский разгромил здесь шведов. Они занимались охотой, рыбной ловлей и, конечно, их благосостояние поддерживали торговые пути, пролегавшие здесь и частично ими контролировавшиеся. Сегодня, как правило, лишь названия рек, озер, городов и деревень напоминают о первых жителях приневских земель. Узнать, где именно проживала та или иная народность, посетителям выставки поможет удивительная карта. Точнее, куклы в нарядных национальных костюмах, заполнившие сшитую из разноцветных лоскутков поверхность.
Сосредоточившись на истории основания и строительстве Петербурга, ослепленные имперским блеском новой столицы жители и историки забывали историю этих мест. Только во второй половине XIX века на волне всемирного увлечения собиранием фольклора были записаны песни, сказания, обряды и заговоры коренных народов Петербургских земель. Советская эпоха была также немилосердна к ним.
Оформлена выставка в традиционные цвета ижорских народов. Здесь царят синий - символ моря, желтый, напоминающий о песках его берегов, и красный, так выглядит солнце на закате.
Экспозиция устроена так, что прошлое и настоящее постоянно вступают в диалог. Напротив витрин, где представлены традиционные костюмы яркие и радостные, украшенные уникальной вышивкой шерстью (техникой сколь трудоемкой, столь и редкой), украшения, игрушки помещены фотографии современных потомков исконных жителей невских берегов.
Кукольные композиции оживляют для посетителей старинные обычаи и обряды. Традиции празднования свадеб, Рождества и языческого Иванова дня. Об языческих верованиях и ритуалах напоминают куклы и обереги. Например, Пара, его фигурку следовало сделать ночью в бане. После произнесения особых слов - заклинания, фигура из клубка бересты, старых веретен и челнока оборачивалась мохнатым зверем. Который успешно перемещал соседское молоко и масло в дом хозяйки.
В эпоху глобализации возрождение и сохранение традиций так называемых малых народов является проблемой актуальной не только для России, но для всего мира. Поэтому замечательно, что есть люди, которые, следуя лишь велению сердца готовы преодолевать многочисленные трудности и препятствия, в стремлении пробудить историческую память и возродить уникальные традиции и обычаи.
(с) Музеи России
Информация о выставке: http://www.museum.ru/N30171