У каждой эпохи свои герои и кумиры. Редко имя одного и того же человека, литературного или мифологического персонажа может заставить трепетать сердца нескольких поколений людей. Александр Македонский один из немногих кому это удалось.
Более 2 тысяч лет минуло с тех пор, как армия молодого Македонского царя отправилась на Восток. 10 лет спустя Александр умер правителем империи, объединившей две трети известного грекам мира. Он покорил Малую и Среднюю Азию, Сирию и Египет. Подчинил могущественную Персию, побывал в Индии… Повторить путь армии Александра в реальности трудно, почти невозможно. Но есть более простой способ почувствовать себя участником овеянного легендами восточного похода Александра Великого. Повторить маршрут колониальной экспансии знаменитого правителя Македонии, можно посетив выставку "Александр Великий. Путь на Восток", открывшуюся в Николаевском зале Зимнего дворца, где некогда жили три русских царя, вслед за героем Античности носивших имя Александр.
Но прежде, чем отправиться в путешествие по землям Древней Эллады и Македонии, Азии, Индии и Египта зрителей ждет другое не менее увлекательное путешествие. Путешествие в легенду, в миф об Александре. Уже при жизни Александр в сознании подданных был не человеком, а героем, явившимся в мир со страниц "Илиады". Популярность Александра сохранилась даже в Средневековье, когда к героям и богам дохристианского мира относились враждебно. Эпоха Возрождения подтвердила его статус великого героя, полководца и правителя. С тех пор мнение относительно личности Александра Великого существенных изменений не претерпело.
Поход Александра изменил не только политическую карту Древнего Востока, он изменил его культуру. После смерти Александра его империя распалась. Но, государства, возникшие на ее месте, управлялись соратниками македонского царя. Людьми, выросшими под влиянием греческой культуры, которую они пересадили в новую, восточную, почву.
Показать какие всходы дала культура эллинов в Азии, Египте, и даже Индии - в этом была цель организаторов выставки. Деятельность Александра Македонского редкий случай в истории, когда из конфликта цивилизаций родилась новая великая культура, получившая имя эллинистической. Греческая культура, идя след в след армии Александра, завоевывала мир.
Предметы, представляющие греческий мир первыми встречают посетителей экспозиции. Аттические вазы, на которых мастера Эллады запечатлели героев "Илиады". Им Александр стремился подражать. К тому же, согласно распространенной в античности легенде, от главного героя поэмы Гомера Ахилла вела род мать Александра. Есть здесь и мраморные изваяния древних богов и героев: Афина, Тюхе, капризная и своенравная богиня судьбы, одна из главных богинь нового эллинистического мира, Ахилл и Геракл, который в свою очередь, если верить Плутарху, был основателем рода отца Александра.
Результаты взаимодействия искусства греков и покоренных армией македонян областей особенно остро можно почувствовать в разделе, посвященном искусству Древнего Египта. Иероглифы "Книги мертвых" и посмертные портреты, найденные в Фаюме - симбиоз особого отношения египтян к смерти и античной техники живописи. Фрагмент клепсидры (солнечных часов) с именем Александра, вырезанных древними иероглифами и прославленная камея Гонзага, созданная мастерами эпохи Птолемеев, династии правителей земли Кемет, ведших свой род от полководца армии Александра.
Традиции смешивались, изменялись, получалось что-то новое. Так пусть и на короткое время на Востоке, и на Западе реализовалась мечта о культурном единстве мира столь часто посещающая умы наших современников.
(с) Музеи России