10 февраля в Государственном музее-заповеднике А.С.Пушкина "Михайловское" открывается выставка Александра Бенуа ди Стетто "Возвращение в Россию"
Русско-швейцарский художник Александр Зигфрид Бурхард Леви-Бенуа ди Стетто (1896 - 1979) прожил долгую и содержательную жизнь. В короткой "Биографии", отредактированной самим мастером, есть слова о том, что он "вошел в двадцатое столетие в возрасте четырех лет и вместе с новым веком пережил важнейшие события в истории искусства, участвовал в них".
Он не оставил после себя мемуаров, сохранилось всего несколько писем, по которым нелегко восстановить факты биографии, но он с такой жадностью и непосредственностью воспринимал окружающий мир, с такой щедростью выплескивал свои впечатления на полотна, что его творчество может рассказать о нем многое. Портреты, пейзажи, натюрморты, цветы, удивительные звери и птицы способны поведать о любви, восторге, преклонении, грустном размышлении. Александр Бенуа ди Стетто так и не возвратился в Россию, но случилось удивительное: чтобы рассказать о художнике, чья душа всегда хранила память о родине, вернулись его произведения и семейные реликвии.
В разной степени художественными способностями были одарены более полусотни представителей семьи Бенуа. Разная у них и известность: об одних написаны монографические исследования, о других можно найти сведения в общих трудах по истории отечественного искусства. Есть и такие мастера, которые ждут своего исследователя, критика и коллекционера. Судьбы многих из рода Бенуа сложились непросто, не удалось спастись от репрессий, вынужденной эмиграции.
Имя Александра Бенуа ди Стетто мало известно отечественным ценителям и знатокам искусства. Сведения о его жизни крайне скудны, хотя творческое наследие насчитывает сотни живописных работ и графических листов.
Несмотря на эмиграцию, он всегда чувствовал себя русским художником, представителем талантливого рода, гордился этим настолько, что, в конце концов, добился разрешения взять материнскую фамилию - Бенуа.
Александр Бенуа ди Стетто получил свой творческий дар от отца-архитектора и целого клана Бенуа, и в формировании его художественного мировоззрения в юности немалую роль также играла большая и талантливая семья Бенуа-Лансере-Серебряковых. Он имел возможность не только наблюдать за работой 3.Е. Серебряковой, но и рисовать, пользуясь ее советом и подсказками. Лето 1916 года Шура Леви (Александр Бенуа ди Стетто) вместе с братом Евгением провел в имении Зинаиды Евгеньевны "Нескучное". Сохранилось несколько листов с акварельными зарисовками, изображающими крестьянок ("Наброски женских фигур, выполненные в "Нескучном"", 1916; "Девушка из села Нескучное", 1916). Открытый, насыщенный колорит крестьянских костюмов невольно заставляет вспомнить работы самой 3. Е. Серебряковой.
Известно, что в Академии художеств Александр Бенуа ди Стетто обучался на архитектурном отделении под началом дяди Леонтия Николаевича Бенуа. Композиционные задания, которым особое внимание уделял педагог, воспитывали особое отношение к пониманию среды, где должно было находиться проектируемое сооружение. Так возник интерес художника к архитектурному пейзажу, вышедший впоследствии за пределы названных рамок: Александр Бенуа ди Стетто увлекся этим жанром во всем многообразии его форм. Он охотно рисовал, используя технику соуса, угля, итальянского карандаша, пользовался ретушью, умел передать в черно-белом рисунке тончайшие цветовые градации ("Площадь перед собором Санкт-Винцент в Берне", 1942; "Река Красавица", 1950; "Ратушная площадь").
Александр Бенуа ди Стетто увлеченно писал Старый город Женевы, находя особую красоту в ритме тесно соприкасающихся объемов зданий ("Собор Святого Петра в Женеве", 1940; "Старая площадь в Женеве", 1949). Совсем иное - панорамное построение картинного пространства в пейзажах, изображающих альпийские деревни ("Горный пейзаж", 1932; "Зимой в горах", 1935; "Снежные вершины Гринденвальда").
Интерес к окружающему миру, умение увидеть красоту в привычном мотиве, воспитанные в живописце в пору формирования его художественного мировоззрения, Александр Бенуа ди Стетто сумел сохранить и талантливо реализовать за долгие годы своей творческой деятельности.
Выставка продлится до 1 марта 2007 года.