23 февраля 2007 года Государственный центр фотографии при поддержке Генерального консульства США в Санкт-Петербурге открывает выставку "Дебора Турбевилль. Русские годы. 1995 – 2005".
Дебора Турбевилль - признанный мастер модной фотографии, успешно сочетающий в своей деятельности и карьере художественную и коммерческую фотографию. Ее работы регулярно появляются в журналах Vogue, Mirabella, Zoom, Harper's Bazaar, Mademoiselle, а среди ее клиентов - Nike, Oscar de la Renta, Ralph Lauren, Ungaro, Valentino, Vera Wang. Ее персональные выставки проходили в таких залах, как Центр Помпиду в Париже, Галерея Соннабенд в Нью-Йорке, различных галереях Рима, Мехико, Токио, а в 1997 году и в Русском музее. Ученица Ричарда Аведона, Турбевилль - одна из тех, кто стоял у истоков создания знаменитого Международного центра фотографии (ICP) в Нью-Йорке. В 2005 году ей была присуждена награда ICP в области фотографии, и к этому времени выпущено уже несколько ее альбомов. Дебора регулярно преподает фотографию за пределами США. Ее сотрудничество с Государственным центром фотографии началось несколько лет назад, в один из первых ее приездов в Санкт-Петербург. В 2002 году Дебора провела мастерскую по фотографии в Балтийской фотошколе (образовательная программа ГЦФ), результатом которой стала выставка "Странный город", состоявшаяся в Румянцевском дворце.
Выставка в Государственном центре фотографии представляет своеобразную ретроспективу материала, созданного автором за время поездок в нашу страну за несколько лет. Черно-белая и цветная фотография, крупноформатные и небольшие работы, коллажи - для этого проекта Турбевилль отобрала работы, которые, на ее взгляд, лучше всего передают ее понимание образа России. Собственно, Россия для Деборы - это прежде всего Санкт-Петербург. Причем выбор этот совершенно сознателен: для нее, изначально знакомой с Россией по произведениям и мемуарам Достоевского, Мандельштама, Ахматовой, Дягилева, Бродского, по творчеству известных российских хореографов, композиторов, именно Петербург с его трагической судьбой является олицетворением того, что она называет "русское время". Это понятие, не поддающееся определению и неуловимое, связано скорее с памятью и отголосками трагического прошлого, с предчувствием и предрешенностью будущего, но не с настоящим, и неотделимо от печали. Как точно отметил искусствовед Г.Голенький: "Турбевилль удается передать очень тонкий, трудноуловимый и очень петербургский эффект - тяготение тайной печали над жизнью людей и вещей, печали, идущей из прошлого и простирающейся в будущее" ("Камера Обскура" №4, 1998г.). Дебора не занимается репортажем, пытаясь "поймать решающий момент"; она работает с постановочной фотографией, ведя тщательный осторожный, интуитивный поиск того, что стало бы выражением сущности Петербурга и "русской души" - поиск, традиция которого в искусстве исчисляется уже столетиями. На ее снимках модели, балерины, обычные люди вместе с окружающей их архитектурой или интерьерами полуразрушенных дворцов превращаются в персонажей этого неуловимого времени вне настоящего, рассказ о котором обращен скорее к чувству, чем к разуму.
В свой нынешний приезд в Санкт-Петербург Дебора Турбевилль проведет курс лекций и кинопоказов под общим названием "Элементы стиля". Этот курс, посвященный тем произведениям и направлениям искусства - и прежде всего фотографии - которые оказали наибольшее влияние на формирование стиля самой Турбевилль, адресован фотографам, художникам, студентам художественных специальностей и всем, кто интересуется вопросами визуального искусства. Более подробная информация о лекционной программе - на сайте ГЦФ.
Выставка будет работать до 12 марта 2007 года.