Музей-усадьба Виктора Борисова-Мусатова (филиал Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева) являясь организатором многочисленных выставок, акций, мероприятий за почти семь лет своего существования, создал свой круг постоянных посетителей, расширяющийся с каждым годом. Тем интереснее проследить стратегии, позволившие музею-усадьбе за короткий срок занять достойное место в культурном пространстве Саратова и области, а также механизмы, выводящие музей на новую орбиту – узнаваемости и значимости в России и за её пределами.
На данный момент, одним из таких механизмов является продвижение имени В.Э.Борисова-Мусатова и мемориальной музея-усадьбы художника в Интернет-пространстве. Но мы все же ограничимся заявленной темой и проследим, как складывался и расширялся круг музейных посетителей, начиная с первого года работы музея, и какую роль здесь сыграли организация и проведение Детских конкурсов, посвященных творчеству В.Э.Борисова-Мусатова и художников Саратовской школы.
В 2002 году впервые сотрудники музея-усадьбы выступили с инициативой организации детского конкурса, посвященного В.Э.Борисову-Мусатову. Не обладая пока постоянной экспозицией, испытывая в то время ряд технических трудностей, музей, тем не менее, во главу угла ставил просветительскую деятельность, продвижение имени выдающегося земляка именно среди подрастающего поколения, воспитывая, таким образом, еще и своего будущего потенциального посетителя. Конкурс изначально был заявлен как областной, то есть он предполагал участие в нем представителей всех городов и районов Саратовской области.
Конкурс разделился на две составные части: конкурс детского рисунка, основной темой которого стало творчество В.Э.Борисова-Мусатова и конкурс юных искусствоведов, или как его неоднократно расшифровывали, конкурс на знание истории искусства и истории Саратовского края. Были разработаны положения о конкурсах, включающих в себя информацию о целях, задачах, порядке проведения. В рамках подготовки к конкурсу стало обязательным проведение семинара для педагогов детских художественных школ и студий, в программу которого входит обсуждение положений, обзор необходимой литературы, презентация новых образовательных программ.
Экспериментом музея была попытка проведения и художественного и искусствоведческого конкурса в два тура: очный и заочный. Финал мероприятия изначально приурочивался к 14 апреля - дню рождения В.Э.Борисова-Мусатова. Накануне этого события для юных художников, ставших финалистами конкурса предоставлялось право работать в мемориальной мастерской В.Э.Борисова-Мусатова, где проводился второй заключительный тур.
Юные искусствоведы писали рефераты на темы, связанные с творчеством художника, лучшие авторы приглашались на очный тур, состоявший из различных творческих заданий. Общим итогом конкурса стало открытие выставки детского творчества в музее-усадьбе В.Э.Борисова-Мусатова. Уже первый конкурс показал, что сложная на первый взгляд Мусатовская тема оказалась большинству юных участников привлекательна и понятна. Для юношества Мир Борисова-Мусатова – это мир романтики и мечты, что и выражалось наглядно в поданных на конкурс работах.
В следующем 2003 году организаторы конкурса учли полученный опыт и реализовали новые идеи. Начало XXI века ровно на сто лет отделяет нас от расцвета творчества В.Э.Борисова-Мусатова, логично было каждый конкурс посвящать значимому событию из жизни и творчества художника. Так II Областной конкурс был посвящен 100-летию со времени создания знаменитого шедевра художника «Изумрудного ожерелья», ныне входящего в постоянную экспозицию Государственной Третьяковской галереи. В 2004 году III Областной конкурс совпал со столетием со дня открытия в Саратове выставки «Алая роза», что позволило существенно расширить тему конкурса, привлекая внимание не только к имени В.Э.Борисова-Мусатова, но и художников Саратовской школы: Павла Кузнецова, Кузьмы Петрова-Водкина, Петра Уткина, Александра Матвеева.
Аудитория участников конкурса с каждым годом расширялась, показав следующую динамику:
2002 год – 9 школ и студий, из них 2 областных,
2003 год – 22 школы и студии, из них 11 областных,
2004 год - 26 школ и студий, из них 9 областных.
Заинтересованность в участии объективно давала всплеск посещаемости музея-усадьбы В.Э.Борисова-Мусатова в месяцы проведения конкурса и его итогов. Февраль и март, как правило, увеличивает количество заказанных лекций и экскурсий о Мусатовской эпохе для организованных групп школьников и педагогов, в апреле и мае в музей приходят дети и родители – основные посетители выставки детского творчества «Мир Борисова-Мусатова». По общему мнению, III конкурс продемонстрировал высокий уровень детских работ, раскрыв и общность традиций художественного преподавания в области. Это неудивительно, так как большинство педагогов художественных школ и студий получили образование в Саратовском Художественном училище имени А.П.Боголюбова, имеют общих учителей, придерживаются сходных принципов в работе со своими воспитанниками.
Выставка детского творчества по итогам III-го конкурса «Мир Борисова-Мусатова. К 100-летию выставки «Алая роза» стала частью общего проекта Радищевского музея «Явление розы», осуществлённого на разных музейных площадках. На два года конкурс сделал перерыв, так как впечатляющие результаты последнего конкурса потребовали осмысления полученного опыта и переведение его на новый уровень. За это время положение о конкурсе «Мир Борисова-Мусатова» легло в основу новых методических разработок образовательного отдела Радищевского музея.
Юные художники, участвуя в других тематических конкурсах организованных Радищевским музеем в 2005 – 2006 годах, тем не менее, не раз создавали работы на мотивы художников Саратовской школы. Музей-усадьба В.Э.Борисова-Мусатова, продолжает сотрудничество с художественными школами и студиями, которые круглогодично принимают участие в различных крупных мероприятиях музея: Объявленный в декабре 2006 года IV Областной конкурс детского творчества «Мир Борисова – Мусатова. Соцветие красок - созвездие имён. К 100-летию выставки «Голубая роза» начал свою работу. Надеемся, что его результаты станут источником радости и для участников конкурса и для его организаторов.