Во второй половине XIX века Туркестан, на территории которого в это время располагались Бухарское, Кокандское и Хивинские ханства, стал одной из провинций Российской империи. В 1865 году русскими войсками был взят Ташкент, а в 1867 году образовано Туркестанское генерал-губернаторство, которое с 1886 года официально стало называться Туркестанским краем.
Важной чертой колониальной политики России в Туркестане было повышенное внимание к изучению истории и культуры этого края.
Интерес к древностям, найденным в туркестанской земле, как среди специалистов, так и среди коллекционеров (не только российских, но и европейских) был очень велик. И, конечно, одним из наиболее массовых материалов, представлявших древнюю и средневековую культуру Туркестана, были керамические изделия.
Глина на Востоке - особый материал. В Туркестане из глины делалось буквально все - дома, ограды, печи. В руках мастера глина становилась посудой и кирпичом, образками и игрушками, лампами и мышеловками; строительными материалами, из которых возводили общественные здания, и изразцами, которыми эти здания украшались. Глина была значимым материалом для народного искусства. Фольклор наделял глину качествами целебными, защитными и даже магическими.
Экспонаты выставки дают возможность проследить за процессом сложения совершенно оригинальной, технически и эстетически совершенной керамической школы, внесшей большой вклад в художественную культуру ислама. Керамические сосуды X в. иллюстрируют время расцвета эпиграфического декора на керамике. Посуда с изящными и поучительными арабскими надписями становится весьма популярной. Не менее распространена была керамика, украшенная изобразительными, в частности, зооморфными мотивами. Запрет на изображения в исламском искусстве не был безоговорочным, и не распространялся на прикладное искусство. Выставка туркестанской керамики - вторая за последние полгода выставка Музея Востока, показывающая несправедливость распространенного мнения о неизобразительности мусульманского искусства.
В поздней среднеазиатской керамике XIX-начала XX вв., тяжелой и грубой, мало что осталось от ее блистательной средневековой предшественницы, отличавшейся тонким черепком, превосходной глазурью и великолепной росписью. Тем не менее, эта поздняя гончарная посуда являлась колоритной деталью традиционного быта, образцом живого ремесла, в котором современные мастера продолжают черпать формы и узоры.
Второй, не менее значительной, компонентой выставки стали уникальные фотографии, сделанные в Туркестане исследователями и профессиональными фотографами, членами императорской семьи, высокопоставленными военными и их женами.
Изобретение фотографии в XIX в. открыло перед человечеством новые возможности, некоторые из которых современники не могли оценить в полной мере. Местная экзотика, которую снимали европейцы, оказавшиеся в Туркестане в конце XIX-начале XX в., со временем исчезла. И только благодаря фотографиям до нас дошли лица людей, детали быта, представление о костюме и обстановке тех лет. Именно благодаря фотографиям мы знаем, как выглядели памятники Туркестана сто лет тому назад, когда они сохраняли множество деталей, утраченных в наши дни.
Самые разные люди, находившиеся в Туркестане кто по долгу службы, кто из профессионального интереса, кто привлеченный самобытным колоритом экзотической провинции Империи, сделали ощутимый вклад в изучение и сохранение богатого культурного наследия страны с удивительной и яркой историей.
За восемь веков истории Средней Азии расцветали и разрушались города, возникали и приходили в упадок империи. Неизменным оставалось лишь стремление человека к красоте и гармонии, свидетельством чему пережившие всё хрупкие глиняные сосуды. В современном мире господства высоких технологий ручной ремесленный труд превращается в редкое дорогостоящее искусство, которое сегодня важно запечатлеть и сохранить во всем его многообразии.