В конце декабря ушедшего года в Московском государственном выставочном зале "Новый Манеж" открылись V Триеннале "Реставрация музейных ценностей России". Это традиционное выставочное мероприятие проводится раз в три года Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э. Грабаря. Подобные выставки организуются в целях совершенствования теории и практики реставрационных работ. Триеннале - это своеобразный отчет наиболее значимых реставрационных мастерских страны об их деятельности за последнее время.
Среди участников этой представительной выставки - такие известные музеи и реставрационные центры, как Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей, Научно-исследовательский институт реставрации, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря. Кстати, специалисты Центра Грабаря продемонстрировали уникальный предмет из коллекции тканей Владимиро-Суздальского музея-заповедника - саккос первого Суздальского митрополита Иллариона, пожалованный ему в числе других царских подарков при возведении в сан.
Более пятисот реставраторов представили на Триеннале 650 возвращенных к жизни экспонатов: иконы, древнее шитье, предметы из кожи, мебель, произведения монументальной живописи. Жюри Триеннале возглавил руководитель секции научно-методического совета Министерства культуры, доктор искусствоведения, заведующий отделом Государственного института искусствознания Л. И. Лившиц.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник уже второй раз принял участие в Триеннале. Реставраторы музея-заповедника представили на суд специалистов и посетителей несколько работ. Среди них - икона неизвестного автора "Богоматерь Казанская", обнаруженная в семидесятые годы во время экспедиции музея-заповедника по Владимирской области. Реставрация иконы была проведена реставратором по темперной живописи Ольгой Демидовой.
Реставратор по темперной живописи Елена Исаева представила икону "Спас Оплечный", происходящую из Спасо-Евфимиева монастыря г. Суздаля.
Реставрацию закупленной в Ленинграде в 1985 году картины "Обоз" Н.Н. Бунина провела реставратор по масляной живописи Анна Зайченко.
И, наконец, на Триеннале музей-заповедник показал уникальные находки из погребения Суздальского архиепископа Арсения Элассонского - кресты, обнаруженные в 2005 году в погребении святителя в Рождественском соборе г. Суздаля. Кресты из шелковой ткани высокохудожественной византийской работы XIV века с изображениями святых и плетеным орнаментом, шитые золотной и серебряной нитью, были прикреплены к омофору святителя. Реставрацию этих находок провела сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника, художник-реставратор второй категории Светлана Шерышева под руководством московского реставратора высшей категории Н. П. Синицыной.
Сохранность золотных нитей шитья казалась хорошей только на первый взгляд. Но реставрационная практика показывает, что патина, грязь и высолы на поверхности шитья на перепадах влажности способны мгновенно уничтожить золотные нити. Это потребовало срочной очистки. Искусные руки реставратора восстановили целостность и форму крестов, вернули древним находкам их изначальные благородные краски.
Работа Светланы Шерышевой была высоко и по достоинству оценена жюри. Талантливый реставратор Владимиро-Суздальского музея-заповедника получила Первую премию за лучшую реставрационную работу.