Ноябрьская пятница. Вечер. Серебристый снежок неслышно ложится на улицы, дома, деревья, притихший до весны подо льдом Тобол, наряжая Курган в зимнее кружево, чтобы светлым и красивым он запомнился многочисленным гостям областного художественного музея. Сегодня здесь открылась II Всероссийская выставка акварели. Этот большой и долгожданный праздник собрал художников из Тюмени, Ханты-Мансийска, Уфы, Каменск-Уральска, Астрахани, Омска, Новосибирска, Орска, Челябинска, Нижнего Тагила. Курганские мастера акварели и музейщики с радостью общались с ними. Особенно горячие дружеские объятия объяснялись просто: друзья встретились после четырех лет разлуки, миновавших со времени I Всероссийской выставки акварели, которую взял на себя смелость провести провинциальный Курган после распада Советского Союза.
За славным началом последовало достойное продолжение: нынешняя экспозиция царствует в девяти музейных залах, являя собой традиции и новации акварели - техники с великим "вчера", интересным "сегодня" и манящим открытиями "завтра". Именно в этом убеждают 368 произведений 161 автора из 37 городов России, представленных на выставке.
Чтобы вернисаж удался, сотрудники музея и их самые верные и надежные помощники сделали все возможное и даже невозможное при минимуме средств и сил: без выходных и до глубокой ночи шла напряженная работа несколько недель кряду, которая успешно завершилась буквально в день открытия.
Счастливчиков, попавших на праздник, встретил обновленный, похорошевший после ремонта музей. Сюрпризы начались уже в фойе: под звуки скрипки выпорхнули грациозные юные феи акварели и повели за собой публику в главный зал торжества. Их воздушный танец вкупе с шедевром фортепианной музыки "Островом радости" Клода Дебюсси, великолепно исполненным известным курганским пианистом Андреем Бухтояровым, создали удивительную атмосферу единения муз и напомнили об истории развития акварели - от камерной альбомной до темпераментной и масштабной… Кстати, оба направления имеют место быть в творчестве участников выставки, замечательно непохожих в своих стилистических, жанровых и тематических пристрастиях.
Гости вернисажа горячими аплодисментами встретили слова губернатора Курганской области Олега Богомолова о том, что если художники страны поддержат, Курган с честью будет нести звание акварельной столицы. После динамичной церемонии открытия почитатели "искусства для утонченных душ" с искренним интересом отправились путешествовать по залам. Там их поджидали новые сюрпризы: можно было насладиться чарующими звуками флейты или дивными голосами камерного ансамбля "Кантилена"; полюбоваться на необычные композиции из сетки и разноцветного шелка, символизирующие по замыслу художника-дизайнера Татьяны Мошкалевой акварельную стихию; и, наконец, приобрести электронный вариант каталога выставки и иную издательскую продукцию КОХМ.
Особо любознательные посетители не обходили вниманием и специальные витрины: одна повествовала об истории всесоюзных выставок акварели (фото, каталоги и даже рукописный гимн акварелистов) и о первой всероссийской; вторая - о достижениях и наградах Курганского областного художественного музея.
Этот вернисаж почтили вниманием как руководители областного и городского масштаба, так и элита курганской интеллигенции - музыканты, музейщики, журналисты, библиотекари, педагоги, юристы, - что подтвердило значимость события для Зауралья. А приезд художников из разных городов России и поздравление от Федерального агентства по культуре и кинематографии - свидетельства внимания ко II Всероссийской выставке уже на уровне страны.
…В непринужденной, по-семейному теплой атмосфере конференц-зала директор КОХМ Людмила Савицкая вручила виновникам события дипломы, после чего художникам и музейщикам было о чем поговорить, сравнивая первую и вторую, и мечтая о третьей выставке акварели. Хочется верить - так и будет. Ведь каждая из них - настоящая лаборатория по изучению акварели. Вот лишь некоторые наблюдения. Эта удивительная техника завоевывает сердца как маститых, так и начинающих творцов (не случайно в экспозиции представлен целый ряд работ мастеров - учителей и их учеников - студентов); все чаще акварелью пленяются живописцы, расширяя свой творческий диапазон; известный курганский скульптор Анатолий Патраков тоже, похоже, попал в эти сети, коль уж на вернисаже ему пришла мысль о том, чтобы взять в руки кисть…
А семейные династии? Самое яркое доказательство, что у акварели есть будущее. Любопытное совпадение: заслуженные художники России астраханец Александр Шапошников и курганец Герман Травников войдут в летопись II ВВА как мастера великолепных классических пейзажей, а их дочери Наталья и Юлия запомнятся как … переводчицы снов. Яркие сказочные ночные видения они сумели выплеснуть на бумагу, словно соединяя явь и грезы.
Помечтаем и мы: всероссийские выставки акварели в Кургане станут доброй традицией, а в областном музее откроется кабинет акварели, где будут экспонироваться и изучаться листы мастеров разных веков, школ и городов. Вряд ли тогда кто-нибудь будет возражать против статуса акварельной столицы.
Ольга Пирожкова