… Исчезающая реальность, исчезающее время. Зрители и персонажи встречаются на миг взглядами и проходят мимо друг друга…
История и современность - тема творчества Татьяны Назаренко. Тема работ - тема выставки. Здесь пространство и время, сплетены в сложный узор. А прошлое и настоящее часто встречаются друг с другом в мире одного произведения, в плоскости одного холста. Так, иногда реальность одного времени может "проявиться"" в другом. Как случилось в картинах "Московский вечер" (1978) и "Долгая память" (1988 - 1992). Где образы, лики минувшего прекрасным видением возникают в ХХ столетии.
Рядом с изображениями Декабристов, Суворова, Пугачева, Волконской, ангелов и святых лица людей незнакомых и неизвестных. Интересные, интригующие, другие приятные, располагающие к себе. Однако порой превращающиеся в гротескные маски, а иногда и в морды чудовищ, пирующих в "Застолье" (1999), ощеривших зубы в "Безумном мире" (1992). Реальность и фантазия (фантазия для нас, но в мире художницы и выдумка, и предметы из нашей привычной действительности одинаково настоящие), серьезность и даже патетичность соседствуют с гротеском и иронией. Так возникает новая, иная реальность Татьяны Назаренко.
Монументальность вот слово, которым хочется охарактеризовать творчество художницы. Монументальность форм, тем. И, если можно так сказать отношения к своему делу. Известность Татьяне Назаренко принесла живопись, исторические картины. Но автору тесно не только в рамках одного жанра, но и в рамках одного вида изобразительного искусства. Поэтому в Мраморном дворце представлены и живопись, и инсталляции, и скульптуры художницы. Чье творчество сегодня уже равной мере принадлежит и ушедшему ХХ столетию, и новому XXI веку.
Персонажи картин покинули холсты, их плоский мир. Знаменуя превращение живописца Татьяны Назаренко в Татьяну Назаренко скульптора. Хотя, надо сказать, следуя пути, найденному великими голландцами художница всегда предлагала, провоцировала потрогать и пощупать даже двухмерные изображения. Которые всегда приобретали и приобретают под ее кистью особую материальность. Так, что интерес к скульптуре с ее стороны логичен и закономерен. Ее статуи произведения весьма необычные. Хотя современное искусство и провозгласило, что для него нет запретных тем и материалов. По одной из легенд богиня Афродита родилась из морской пены, рельефы и статуи художницу тоже возникли из пены. Только уже монтажной.
Работы из полиуретановой пены современны, актуальны не только благодаря материалу. В первую очередь благодаря своим сюжетам. Люди из толпы, с которой каждый день мы движемся, спеша по делам, на работу или ища развлечений. Только картинки из глянцевого журнала соседствует здесь с другими. Их мы чаще видим в новостях. Напоминанием о скоротечности времени, нашего времени, служат два портрета "Героя" и "Героини", смотрящих на изображение своих деяний - "Взрыв". Но рассказ о терроризме в исполнении Татьяны Назаренко не превращается в плакат, не является политической провокацией. Скорее это приглашение к размышлению. О чем? Решать зрителю.
(с) Музеи России
Информация о выставке: http://www.museum.ru/N28912