7 ноября в 19.00 в Малом зале ГЦСИ будет проходить программа АНАТОЛИЯ ОСМОЛОВСКОГО. Изобретение произведения. Куратор: Ирина Горлова.
Имя художника и теоретика Анатолия Осмоловского в российской истории искусства конца ХХ века было неразрывно связано с «ультра-радикальными практиками». Однако за последние несколько лет самые что ни на есть радикальные изменения коснулись непосредственно его творчества.
На первом масштабном показе «нового Осмоловского», выставке «Как политические позиции превращаются в форму» в галерее Stella, зритель, входящий в зал, видел торцы экспозиционных щитов и «профили» объектов, размещенных вертикальными рядами. Тем самым снимался пафос экспозиционной зрелищности и самоценности отдельного произведения. Один из последних проектов Осмоловского – «Золотой плод Натали Саррот» – был о бесполезности и тщетности поиска смыслов, заложенных в произведении. Золотой плод был представлен зрителю сияющей оболочкой, обострявшей пустоту содержания. А бегающий по экрану оранжевый кружок вводил в заблуждение всякого, кто пытался разгадать цель его передвижений. Лишь пояснение, что это запись траектории движения мяча во время футбольного матча, помогало снять раздражение.
В одном из недавних интервью Анатолий Осмоловский, размышляя о позиции художника в сегодняшнем мире, приводил высказывание Адорно: «Тот, кто притоптывает в такт «бренчащей» музыки, склоняет голову перед социальным угнетением». И задается вопросом: «Действительно, разве это рефлекторное притопывание не является бессознательной моделью нашего повседневного «притопывания» всяким капиталистическим мерзостям?» Эта фраза удивительно созвучна критическим замечаниям по поводу сегодняшнего искусства самого Осмоловского.
Художественная критика вяло и с сомнением отнеслась к новому этапу его творческого пути. Суть высказываний большинства авторов сводится к следующему: известный своими радикальными деяниями, имеющими мощную политическую окраску, Анатолий Осмоловский оставил революционную деятельность, отринул доктрину нон-спектакулярного искусства и обратился к созданию объектов.