Эдгар Дега, его имя всегда называют среди лидеров импрессионистов. Он не принимал участие лишь в одной выставке "Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов" (так Клод Моне и его соратники назвали свое сообщество). Однако "настоящим" импрессионистом он не был. Мир театра, балетные классы - вот его сюжеты. Во всяком случае таковы темы его наиболее прославленных произведений. Совершенно не похожа на них картина, впервые экспонируемая в Эрмитаже, "Семья Беллелли" (1858 - 1867) из коллекции музея Орсэ. Которая небезосновательно считается одной из вершин портретного искусства XIX столетия и квинтэссенцией принципов раннего, доимпрессионистического, периода творчества художника. Но точность рисунка, гармония и психологизм свидетельствуют, что работа не ученика, а мастера.
Когда Дега начал работу над портретом семьи своей тети Лауры Беллелли точно неизвестно. Вероятно около 1858 года, во Флоренции, где в те годы жила семья барона Дженнаро Беллелли. Они были вынуждены бежать туда из родного для барона Неаполя по политическим причинам. Современникам Дега портрет этот известен не был. Только в 1918 году, уже после смерти художника, когда Лувр приобрел полотно на аукционе вещей, найденных в его мастерской, о картине узнала публика.
Первой притягивает взгляд зрителей статная фигура Лауры Беллелли, задрапированная в черный траурный наряд. В память о ком она и ее дочери (хотя, благодаря пышным белым передникам одеяния девочек не столь мрачные) носят его? В ответе на этот вопрос среди исследователей нет единодушия. Одни считают, что семья оплакивает отца Лауры, Илера де Га, деда художника. Его портрет тут же, на забранной бирюзовыми обоями стене. Другие склоняются к версии, что они скорбят о Джованни Беллелли, сыне Лауры и Дженнаро.
Девочки, Джулия и Джованна, держатся рядом с матерью. Старшая, Джованна, видимо, подражая, матери, стоит спокойно. Она сосредоточена и серьезна. Младшая, Джулия, наоборот воплощение детской беззаботности и естественной грации. Подбоченись, она присела на край стула, подобрав ногу, готовая в любой момент вспорхнуть с него. Художник, изобразил ее в этой позе, следуя своим впечатлениям, но вопреки всем законом портретного жанра того времени. Однако в полном согласии с его принципом писать "портреты людей в естественных и типичных позах, предоставляя им полную свободу как в выражении лица, так и в положении тела".
Не только изображение Джулии, но и главы семьи барона Беллелли возмутило бы критиков тех лет. Ему надлежало бы находится в центре композиции. Величественная фигура хозяина дома должна первой притягивать взоры. Вместо этого он сидит в кресле спиной к зрителям, которые могут видеть лишь его профиль и руку. Глядя на портрет, создается ощущение, что у барона Беллелли своя жизнь и его немногое связывает с этой мрачной, гордой женщиной и детьми. И есть все основания считать, что так оно и было.
Почти 10 лет Дега работал над этой картиной, в которой соединились традиции прошлого (в первую очередь, живописи Возрождения, которую художник многократно копировал во время итальянского путешествия) и поиски языка новой живописи.
(с) Музеи России