Фонд поддержки современного искусства Марата Гельмана и Отдел новейших течений ГТГ представляют "Дмитрий Гутов. ПОВТОР, ВОЗВРАТ, КАНОН, ЗАМЕДЛЕНИЕ, ОЦЕПЕНЕНИЕ" (в рамках проекта "Личные итоги").
ПОВТОР
31 октября 2006 года в залах Третьяковской галереи откроется первая выставка проекта, посвященного 15-летию галереи Марата Гельмана. Эта галерея является одним из первых частных выставочных пространств России. В последнее время примеры сотрудничества галерей с музейными институциями участились. Опыт поддержки нового не только по дате создания, но и по форме и смыслу искусства оказывается востребован музеями. Для галереи Марата Гельмана этот проект - не первый случай такого диалога: десятилетие галереи в 2000 году ознаменовалось выставкой работ из собрания Марата Гельмана в Русском музее (Санкт-Петербург). Сотрудничество с Третьяковской галереей построено по иному принципу. Пятнадцать художников представят авторские интерпретации своего творческого пути и покажут специально сделанные для выставки работы.
Дмитрий Гутов - один из самых известных современных художников Москвы. Он начал выставляться с начала 1990-х годов. Первая персональная выставка Гутова прошла в галерее на Трехпрудном. Гутов занимается живописью, видео, инсталляциями, а также культуртрегерской деятельностью: он провел несколько семинаров по творчеству советского искусствоведа Михаила Лифшица, автора знаменитого эссе "Феноменология консервной банки". С галерей Марата Гельмана художник сотрудничает с 1996 года. Дмитрий Гутов провел в галерее пять персональных выставок.
ВОЗВРАТ
Выставка состоит из двух частей. Первая часть выставки является авторской ретроспективой художника. Вторая состоит из новых или ранее не демонстрировавшихся произведений. (Этот принцип, кстати, будет соблюдаться и в других выставках проекта). В малом зале Гутов обращается к инсталляциям прошлых лет. Фотографии пространств, созданных художником, переведены на огромные лайтбоксы. Рядом с ними расположатся лайтбоксы поменьше, с репродукциями работ, которые вдохновляли художника. Параллели почти всегда прозрачны. Так, инсталляция "Над черной грязью" 1994 года основана на "оттепельной" картине классика советского искусства Юрия Пименова "Свадьба на завтрашней улице". "Воланы" оказываются следствием глубокой и стойкой любви художника к фильму Микеланджело Антониони "Забриски-Пойнт".
КАНОН
Инсталляцию Дмитрия Гутова "Битва новгородцев с суздальцами" отечественный зритель не видел. Она была сделана специально к выставки шести художников из Европы "Перемещение и изменение", прошедшей в городе Бенгор (Уэльс, Великобритания) в 1994 году. В этой работе Гутов обращается к небольшому фрагменту из иконы "Битва новгородцев с суздальцами" XV века: жители Новгорода выставили против врагов из соседнего княжества икону Богоматери, и случилось чудо - стрелы застыли в воздухе.
Статика чуда плохо переводится в живопись. Нам кажется, что стрелы все еще летят в икону. Таков же эффект другого канона - соцреалистического. В картине советского академика В. П. Ефанова "Незабываемая встреча" окружающие вождя трудящиеся аплодируют. Их руки, естественно, остаются неподвижными: как будто они только что лепили снежки в школьном дворе и вдруг, ни с того ни с сего, оказались перенесенными в светлый зал.
ЗАМЕДЛЕНИЕ
Три новых видеоработы Дмитрия Гутова встречают зрителя в "большом" зале. У них, как и у инсталляций, тоже есть свои прообразы. Так, фильм "Оттепель" (пожалуй, самая агрессивная работа выставки) основывается на картине Федора Васильева, передвижника нелегкой судьбы. Весенняя распутица у Гутова, как и у Васильева, далека от символа надежды и обновления. Сгорбленные фигуры то ли "перехожих калик", то ли крестьян у Васильева превращаются у Гутова в изображение человека, который под ударом невидимого кулака снова и снова окунается в грязную воду бездорожья. Звучит романс Шостаковича на тексты писем в сатирический журнал "Крокодил": автор письма рассказывает о том, как передумал обращаться в милицию после избиения, чтобы не оказаться избитым еще раз. Видео Гутова можно рассматривать как балетную постановку на романс Шостаковича. Власть действует на человека как природа - ее действие безлично, но неизбежно.
В таком же медленном темпе движется камера в выставочном зале, где спят известные московские художники Александр Виноградов и Владимир Дубосарский после безостановочной работы над полотном для выставки в Валенсии (видео "Легкий сон"). Чайки парят над озером Иссык-Куль вниз головой (видео "Прощайте скалистые горы").
ОЦЕПЕНЕНИЕ
Видео "Легкий сон" кончается стоп-кадром, который погружен в толщу прошлого. Кусок полиэтилена на голове Владимира Дубосарского отзывается беретом на автопортрете Рембрандта. В состоянии оцепенения мы погружаемся вглубь, как во время нырка солдатиком, слышим едва различимое эхо.
Важнейшей темой инсталляции Гутова оказывается парение в воздухе, зависание. "Воланы" из одноименной инсталляции, волейбольный мяч из инсталляции "Гаси" застыли напоминанием о жизни и движении. В работах Гутова часто видны следы жизни, его инсталляции - это чистые площадки, на которых ночевала история. Мы чувствуем ее присутствие как несколько меланхолический феномен.