"Зазеркалье" Александра Калугина - это гротескный мир на грани между философской фантасмагорией и безумием повседневности. В мощной струе народной смеховой культуры с ее лубком, скоморошеством и карнавальной изнанкой жизни художник перемешивает высокое и низкое, тонкий символизм и бытовую сатиру, трагизм и иронию. Как любое "зеркало", его творчество причудливо и правдиво подлавливает странности советского и постсоветского быта.
Критики определили стиль Калугина термином "фантастический реализм". В его полотнах и гравюрах все неожиданно: рыбы и лягушки летают по небу, носороги и медведи бродят по городу, пионерка стоит на книжном шкафу, а вход в метро преобразился в подобие Вавилонской башни. И тут же… словно ключ к непредсказуемому "театру абсурда" - чудеса Николая-чудотворца, "записанные" обветшалой церковкой и объявлением о съеме квартиры. Полулагерный, полуиконописный Соловецкий монастырь, бывшый лагерем смерти для многих узников. Высоко над монастырем, в воздухе, символом, летит шапка-ушанка - такую носили зэки-заключенные… Сочетание символики и образности иконы с граффити и "низкими сценами" советского быта заставляет вспомнить церковные фрески, изуродованные пошлой писаниной и мазней вандалов еще не забытого прошлого.
Калугину удается уместить все это многообразие мотивов, тем и смыслов благодаря особой мозаичности и необычайной композиционной плотности письма. При всей сложности построения картин, художник всегда импровизирует. Он рождает свои абсурдистские панорамы мироздания в самом процессе творчества. Особенно любопытна многослойная живописная манера художника. "Я не люблю чистый холст, - поясняет он. - Я его порчу - мажу, обдираю и лишь потом пишу". Путем цветовых изъятий, повреждений грунта, царапин и хаотических цветовых мазков, испещряющих полотна, художник создает эффект "палимпсеста": различные исторические и смысловые пласты проступают друг через друга, накладываются, взаимопросвечиваются. Перед зрителем словно живой образ человеческой памяти - мозаичной, избирательной, выхватывающей самые пронзительные сцены.
На выставке, среди прочего, представлены графические работы, выполненные Александром Калугиным для одноименного телевизионного фильма по роману Бориса Акунина "Азазель" и для документального телепроекта режиссера Владимира Хотиненко "Паломничество в Вечный город".
Альбом, презентация которого состоится на открытии выставки, содержит широкую ретроспективу творчества художника.
Торжественная церемония открытия выставки и презентация альбома состоится 2 ноября 2006 г. в 17.00.