Государственный музей А.С.Пушкина представляет новый театрально-музейный проект "ЖИЗНЬ С ИМПЕРАТОРОМ". Спектакль поставлен по воспоминаниям и дневникам фрейлины двора Анны Фёдоровны Тютчевой.
Анна Фёдоровна (1829 - 1889), старшая дочь великого поэта Федора Ивановича Тютчева, прослужила тринадцать лет при дворе двух императоров: Николая I и Александра П. В 1853 году она поступила фрейлиной к цесаревне Марии Александровне, супруге Великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра П.
В 1858 году Тютчева становится воспитательницей младших детей императорской четы. На протяжении жизни Анна Федоровна вела дневник, успела начать книгу воспоминаний. Тонкая наблюдательность и острый, проницательный ум А.Ф. Тютчевой ставят ее блистательные мемуары в ряд литературных памятников 19 века.
Анна Федоровна поступает на службу, когда "ещё в полной силе господствовала особая атмосфера двора, насыщенная всеприсутствием владыки" - императора Николая I. Внезапная болезнь и скорая смерть государя, которые так подробно описывает Тютчева, легли в основу драматического действия спектакля. За напряженным ожиданием конца жизни угадывается страх и ожидание конца целой эпохи. Царская семья и двор напуганы. Волю самодержца по организации собственных похорон никто не смеет нарушить. И почивший, он продолжает править, верный своему же завету, который успевает передать наследнику: "Держи всё - держи всё".
Пушкинская эпоха закончилась ранее эпохи николаевской. И все же для музея, посвященного поэту и его времени, представляется важным донести до публики яркое свидетельство драматического финала самодержца, венценосного "цензора" Александра Сергеевича.
В роли Анны Фёдоровны Тютчевой - артистка театра "Сатирикон" Агриппина Стеклова. В напряженных монологах спектакля актрисе "помогают" предметы интерьера и мебели середины 19 века - из собрания декоративно-прикладного искусства Государственного музея А.С.Пушкина. А также, созданные А. Васильевым специально для актрисы, наряды и аксессуары. Известный историк моды и художник Александр Васильев буквально реконструировал дамские туалеты эпохи, прибегнув в работе над ними к старинной технологии, используя материалы из натурального шелка, тафты, кружев. Корсажи, корсеты, кринолины, бальные платья - бесконечный туалет, которым на протяжении всего моноспектакля занята актриса - метафора той внешней жизни при дворе, которой тяготилась умная и образованная фрейлина. Действие начинается досадливой репликой Анны Тютчевой о том, "что все мои придворные впечатления сводятся к слову - туалет…Как только я попадаю в это море ….лиц, цветов, драгоценных камней, газа, кисеи и кружев, я сама превращаюсь в тряпку, становлюсь куклой… Мною овладевает чувство совершеннейшей пустоты. По возвращении мне кажется, что я проснулась после случайного сна". Портреты и фотографии ближайшего окружения императорской семьи, их свита, их фрейлины безмолвно сопровождают спектакль, словно подтверждая финальные слова героини: "Печально, что столько существ должно быть стеснено для того, чтобы одному было хорошо, и так много людей должно страдать для того, чтобы один мог наслаждаться, да ещё наслаждается ли…"
Автор сценической композиции и режиссер спектакля - Андрей Беркутов. Руководитель проекта - лауреат Государственной премии России Евгений Богатырёв. Спектакль подготовлен при поддержке "Санкт-Петербургского клуба в Москве". Начало спектаклей 23, 24 октября, 27, 28 ноября 2006 года в 19.30.