21 сентября в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка фотографий из коллекции Генри Буля "Разговор руками", организованная Фондом Соломона Р. Гуггенхайма. В экспозицию вошло 155 редких снимков 145 фотохудожника мира.
Рука и ее образ как орудие труда имеет особое значение для Генри Буля. Он - основатель филантропической организации, помогающей бездомным людям найти работу, обучая их элементарным трудовым навыкам.
8 октября 1993 года на аукционе Кристис в Нью-Йорке (США) Генри Буль купил фотографию, которая его потрясла и определила тему его будущего собрания. Это был портрет художницы Джорджии О'Кифф под названием "Руки с наперстком" (1920) легендарного американского фотографа Альфреда Штиглица. Эта фотография была занесена в книгу рекордов Гиннесса в номинации "Самая высокая аукционная стоимость фотографии". Ее цена составила 398 500 долларов.
Буль трактовал тему своего собрания свободно, коллекционируя не только фотографии с изображениями отдельных рук. Многие листы обозначают особую роль руки как носителя значений - репортерская или документальная фотография, в которой содержание передается через характерные жесты. Сейчас в коллекции Буля более тысячи снимков рук, от дагерротипов ХIX века до современных произведений фотоискусства. Среди них творения таких известных мастеров как Мэн Рэй, Эль Лисицкий, Александр Родченко, Ласло Мохой-Надь, Густав Клуцис, Зигмар Польке, Роберт Раушенберг, Гилберт и Джордж, Брюс Науман, Вито Акончи, Роберт Мэпплторп, Энди Уорхол, Джоэль-Петер Виткин, Джон Бальдессари, Синди Шерман, Ширин Нешат.
Одно из первых изображений "Строфа из Оды к Наполеону", написанная рукой лорда Байрона" (1840) Уильяма Генри Фокса Тальбота, изобретателя светочувствительной бумаги, представлено на выставке наряду с другими изображениями XIX века. Они демонстрируют попытки первых фотохудожников воспроизводить реальность на фотобумаге. Все эти работы в свое время стали результатом научных или псевдонаучных исканий.
В ХХ веке авангардные художники начали проводить эксперименты в фотографии. Александр Родченко начал эксперименты с ракурсом и точками фотосъемки. Сильно обрезанные изображения рук крупным планом, на которых отдельные детали показаны так четко, что общее восприятие образа иногда разрушается, представляют собой наиболее современный вид портрета.
В 1970-х многие художники-концептуалисты и художники перформанса использовали фотографию, чтобы документировать пересечение своих тел с окружающей средой и бесстрастно интерпретировали повседневную жизнь и опыт. Часто используя руку как единицу измерения и для того, чтобы определить место художника в создании работы, они предпочитали нехудожественную эстетику: простую черно-белую съемку в тусклом свете.
В 1980-х годах художники использовали на вид безвредные медиаимиджи для того, чтобы подчеркнуть детерминистский подтекст своих произведений. Их интересовал сложный, многоуровневый визуальный язык фотографических знаков или сцепление и разъединение изображения и текста. В некоторых из представленных здесь фотографий сделана попытка разрушить расовый и гендерный стереотипы, постоянно использовавшиеся в рекламе. Другие работы разрушают существовавшие лексиконы жестов, создавая тем самым альтернативные лингвистические системы. Изображения, включающие рукописный текст, кажется, намекают на саму сущность фотографии - как способ писать светом - и особенно на идею руки как инструмента, позволяющего выразить субъективную действительность каждого.
Интимный частный мир - теплые объятия - стал темой группы фотографий, документирующий пережитое путем изображения ключевых эмоциональных моментов встреч, которые обычно скрыты от глаза посторонних. Мимолетные моменты представлены моментальными снимками или в духе эстетики "вэритеэ" (истины). В других фотографиях, таких как "Молящиеся руки Дюрера" известного бразильского художника Вика Муница (1993), под сомнение ставится вера в фотографию как в привилегированный способ фиксации действительности - веры, которую необходимо неусыпно поддерживать вопреки постоянно бросаемым в ее адрес вызовам. Художник создал "Перформативные фото", - уникальные снимки, сделанные с оригиналов, которые сразу же подвергаются уничтожению. Для создания оригиналов Муниц использует различные нетрадиционные материалы: от икры до золотого лома, от конфет до шоколада. "Больше нет объектов для съемки. Если хочешь что-то сфотографировать, то сначала создай это" - таков манифест прагматичного Вика Муница.
Подобно тому, как фотографии считаются доказательством существования изображенных на них вещей, рука обычно является инструментом идентичности - от уникального почерка до отпечатков пальцев. Эти индивидуальные черты соответствуют сути фотографии: сохранение объектов, снятых на камеру.
Выставка уже была показана в музее Гугенхайма (Нью-Йорк и Бильбао) и в Фольквангмузее в Эссене, где пользовалась большим успехом.
Дополнительно о выставке http://www.museum.ru/N28207