Областной художественный музей как отражение города и горожан.
У каждого автора - свое представление о людях, о событиях, о красоте. У каждого - свой взгляд на мир. И в результате шесть совершенно разных экспозиций составляют одну большую выставку "Город и горожане", которая открылась в День города.
Творчество Юрия Прожоги требует от зрителя некоего напряжения и зрения, и интеллекта. Серия фотографий "Магия чтения" появилась как отклик на объявленный еще в 2005 году библиотеками, городским отделом культуры конкурс фотосюжетов на заданную тему. Читатель и книга - для Юрия Прожоги, рожденного еще в докомпьютерную эру - тема неисчерпаемая. И в своих фотофантазиях он погружает юного читателя (по секрету скажем - собственного сына) в глубокий кладезь книжных знаний, или отправляет его поваляться с книжкой на облаке, или в дальние странствия, за синие моря, за высокие горы…
Ас репортажа Александр Алпаткин предстал перед публикой сразу в нескольких жанрах: блок иронически - философских черно-белых фотографий посвящен "сюрпризам и абсурду, логике и законам" нашего бытия. Стремительно и точно работает фотокорреспондент во время съемок спортивных сюжетов, а снимки получаются вдумчивые, без всякой спешки раскрывающие натуру. Снять толпу, передать повышенный градус эмоций и при этом создать художественно значимый образ целого поколения - такое под силу только мастеру. А вот серия пейзажей открывает нам автора как лирика и поэта, а наши родные зауральские степи и леса предстают то сказочно-манящими, то мистически загадочными.
С улыбкой увидел - или подсмотрел - своих земляков Николай Пушилин: коза просит у читающего на лавочке "Аргументы и факты" - не то почитать, не то пожевать; скульптурный юноша в загсе готов "поддержать" снимающуюся пару и морально, и физически; куры с петухами выясняют отношения, а кот на заборе… Да разве же опишешь? Лучше посмотреть.
У двух прелестных дам - более камерные, более локальные сюжеты. Лауреат уже упомянутого конкурса фотографий "Магия чтения" Ольга Аборенова, фотограф из салона, показала снимки, где дети и взрослые по-разному открывают для себя книгу; и еще город, поэтически приближенный к нам объективом фотохудожника или отстраненный прозрачной гранью цветного витража.
Начинающий фотограф Ирина Бурцева представила на выставке сюжеты, словно созданные для съемки, - балет-сцена и будни; сильфиды, "лебеди" и неловкие "утята", которые лишь со временем расправят руки-крылья и горделиво поплывут над своим "Лебединым озером", окутанные волшебным светом сцены, под звуки дивной музыки. А первые слезы, обиды и боль останутся где-то далеко позади, но не забудутся…
Самая монументальная и многожанровая часть выставки принадлежит, конечно, Виктору Бухрову, мастеру концептуальной сложной формы в фотографии и инициатору выставки, наиболее активному представителю Союза фотохудожников России.
Экспозиция из 65 снимков воссоздает пятнадцатилетнюю историю возрождения главного православного храма города, церкви святого Александра Невского. Открывает эту "фотолетопись" снимок почти столетней давности, "светопись 1910 года, автор А. И. Кочешев" и образ святого Александра Невского. А далее следуют совершенно уникальные кадры, сюжеты, снятые во время раскрытия дореволюционной росписи храма, его алтарной части. Мастерски зафиксированы моменты поистине исторические: первый крестный ход в городе после долгого перерыва, установление кровли шатра, водружение креста на купол и звонницу храма.
Экспозиция завершается выразительным листом фотографии, в котором храм видится одновременно монументальным, мощным и прозрачно-хрупким, почти призрачным …
Обретение исторической памяти - осмысление сего дня, протекающего времени как исторически значимого момента - такова, по впечатлению многих зрителей, миссия фотографа - художника в цикле Виктора Бухрова "Возрождение".
Любовь Кочарина.