Что может быть интересного на чердаке? Если это чердак Эрмитажа в дни международного симпозиума по проблемам современного искусства "Музей и Арт-рынок", то, в числе прочего, работы Юрия Молодковца, художника-фотографа петербургского музея. Экспонаты выставки "Новый Эрмитаж". И Эрмитаж получился здесь действительно новым.
Не просто фиксация в заглавии места действия, места обитания объектов пойманных глазом фотографа и объективом его камеры. Хотя, они и в самом деле "прописаны" в одноименном здании музея николаевской эпохи, построенном около полутора столетий назад немецким архитектором Лео фон Кленце. Процессу превращения знакомых, классических экспонатов традиционного музея в неизвестные арт-объекты современного искусства, открытых к тому же в не менее современном (его создание, точнее подготовка, дело рук архитектурной фирмы "Витрувий и сыновья") экспозиционном пространстве проект обязан своим названием.
Печально только, что выставке этой предстояла столь короткая жизнь. Лишь два "закрытых" открытия. Жизнь дворцового чердака в роли экспозиционного пространства для широкой публики в будущем. Сегодняшняя выставка - репетиция.
Чердак, любой чердак, не только Эрмитажа, пространство для современных художников привычное. Любимое ими. Давно ставшее законной территорией для их выставочной деятельности. Однако и для Эрмитажа, и для других традиционных музеев такой способ ее использования пока не стал обычным. Поэтому не только фотографии, но среда их временного обитания экспонаты. Хотя, конечно, весь Эрмитаж можно назвать (и правдиво) произведением искусства. От фундамента до кончика флагштока.
Но, вернемся на выставку. 40 черно-белых фотографий. Одни в теплом свете электрических ламп и в красноржавом обрамление металла. Другие появляются из бархатной темноты под музыку "Tekuilajazz", источая призрачно-голубой свет. История случайного превращения одного произведения искусства в другое. Герои фотосессии хорошо известны. Статуи Нового Эрмитажа. Но знакомое белое совершенство мрамора их тел неожиданно появляется в прозрачной вуали полиэтилена. В объятиях, которого по прихоти судьбы, искусства и художника старые мраморы нет, не ожили, но стали почти пугающе похожи на живых существ или некогда живых. Свет и тень, в чьем противоборстве рождается каждое произведение искусства, во всяком случае, старого (традиционного) искусства, главные, наравне с талантом фотографа, ингредиенты этого чуда в духе истории Пигмалиона.
Рождение проекта "Новый Эрмитаж" - случайность. Обязан он им … ремонту. И дворцовые интерьеры в нем нуждаются. Возможно, даже чаще чем остальные. Итак, ремонт. Статуи Теребеневской лестницы Нового Эрмитажа оказались в полиэтиленовых нарядах. А фотограф Эрмитажа Юрий Молодковец должен провести съемку. Так появились эти изображения.
(с) Музеи России