Главной отрицательной новостью последних недель стало трагическое известие - пропажа экспонатов из Государственного Эрмитажа. Когда 31 июля был обнародован факт хищения (напомним: проверка обнаружила исчезновение 221 предмета из собрания Отдела Русской культуры петербургского музея) - общественный резонанс был, сравним с эффектом разорвавшейся бомбы. Эта новость без усилий потеснила с первых страниц газет рассказ о новом Ближневосточном кризисе, интересы Российского государства также затрагивающего.
Причин, по которым "дело Эрмитажа" стали именовать "музейным Чернобылем" много. Члены музейного сообщества указывают на недобросовестность некоторых представителей СМИ, действующих в интересах людей давно желающих "денационализировать" культурное достояние страны. Другие напоминают о том, что история эта стала реализацией криминального музейного мифа о тотальных фальсификациях и хищениях музейных ценностей. Последние годы он активно пропагандировался массовой культурой (достаточно вспомнить "Бандитский Петербург"). Есть причина на наш взгляд и чисто математическая - факт хищения более двухсот экспонатов не просто впечатляет, он шокирует. И, конечно, важную роль сыграло место действия музейной драмы - Эрмитаж. Само название, которого давно стало брендом, гарантирующим внимание публики. Так и родилась история о "краже века".
Но, с другой стороны, размер скандала величине события явно не соответствует. Да, пропало большое количество экспонатов, но среди них не было ни одного топ-шедевра, нет предметов постоянной музейной экспозиции. Собственно это и сделало возможным их хищение на протяжении нескольких лет. Более того: загадок в этом деле (во всяком случае, для правоохранительных органов) не наблюдается. Преступники были найдены практически мгновенно. Нельзя сказать, и что сам факт хищения единичен. Из музеев крали и, к сожалению, будут красть экспонаты. Российские музеи не исключение. А от человеческого фактора, сыгравшего ведущую роль в данном деле, не застрахован никто, нигде и никогда.
Понятно в связи с этим беспокойство музейного сообщества о своей репутации, ставшей главной жертвой "эрмитажного дела". С другой стороны, кажется, появились в этой истории и положительные моменты: наконец у музеев появился шанс на поддержку со стороны государства в решении застарелых (в первую очередь финансовых) проблем. Итак, вопрос "кто виноват" отнесли в область проблем следственных органов, а музейное сообщество озаботилось другим извечным вопросом "что делать". Именно под знаком этого изречения и прошла пресс-конференция членов президиума Союза музеев России в Эрмитаже.
Проходило мероприятие под председательством директора Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровского. Также присутствовали: Алиса Ивановна Аксенова, директор Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Валентина Михайловна Ярошевская, директор Красноярского краевого краеведческого музея, директор: Государственного мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна" Владимир Ильич Толстой и руководитель департамента музеев Роскультуры Анна Сергеевна Колупаева, выразившие Пиотровскому полное доверие и поддержку этот тяжелый момент.
Лейтмотивом выступлений стала мысль: что именно музеи в отличие от многих "предприятий культуры" сохранили себя и остались верны своей высокой роли хранителей культурного достояния России. И потому недопустимо и недостойно экстраполировать трагический случай из жизни Эрмитажа на все музейное сообщество.
Все это время всех поклонников прекрасного волновал вопрос: "как повлияет это событие на доступность музейных коллекций?". Ответ был дан директором Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Алиса Ивановна Аксенова озвучила следующий тезис: "Важно чтобы это событие не влияло на работу с посетителями, в том числе на выставочную деятельность". Что не может нас не радовать.
Интересен и проект создания школы хранителей. Работа ее должна предположительно начаться в следующем году, когда будут улажены все формальности, согласовано финансирование и разработаны программы подготовки. Хочется верить, что школа эта позволит России - одной из ведущих музейных держав мира достойно войти в XXI век.
А недостатка в работе у музейных сотрудников на ближайшее и не только ближайшее время явно не намечается. Предстоит ревизия музейных экспонатов, а это 79,5 миллионов единиц хранения. Точных сроков окончания этого во всех смыслах глобального мероприятия сейчас назвать не может никто. Вариант несколько десятилетий не исключен, по мнению руководитель департамента музеев Роскультуры
Сторонники внедрения новых технологий могут не беспокоиться - электронными каталогами в ближайшем будущем должны обзавестись если не все, то подавляющее большинство музеев. Создание некоего единого электронного ресурса, хранящего информацию о всех фондах, не планируется. Главным документом останется рукописная книга поступлений. Как более надежная и долговечная. Во избежание инцидентов (как-то кражи, подделки, подмены экспонатов) полной информации об экспонате ни один электронный источник иметь не будет, но для идентификации вещей, как обещают, указанных примет будет достаточно. Вся информация по-прежнему будет доступна лишь сотрудникам музеев.
Хочется верить, что последние события позволят, наконец, решить хотя бы некоторые из проблем музеев, но печально, что для этого потребовалось столь неприятное событие. Но, возможно, еще важнее изменить, особенно теперь, отношение к сотрудникам музеев, большинство из которых хорошие и люди, и специалисты. Однако для этого музейному миру, в первую очередь, необходимо стать менее закрытым. Ведь именно закрытые социальные группы и профессиональные сообщества в становятся главными жертвами различных слухов и домыслов.
(с) Музеи России
Заявление президиума Союза музеев России: http://www.museum.ru/N27797