Сколько знаков и символов накопило человечество за долгий путь своей истории? Даже представить страшно. От самых простых - таких, например, как буква или цифра (хотя простота здесь обманчива, стоит вспомнить иероглиф) до сложных, мерцающих гранями смысла, уводящих в темную бездну времен, имеющих разные значения в различных культурах. Что может означать, например, круг? А крест? Стрела, яблоко, рыба, бабочка, сердце, лодка, звезда?.. Задумаешься над всем этим - и размышление затянется надолго.
"На столе нельзя обедать, потому что это не просто стол. Нельзя зажечь огня, потому что это может значить такое, что сам потом рад не будешь", - жаловался поэт. Есть от чего прийти в отчаяние: мир переполнен знаками, более того - постоянно создает новые.
Но существуют бесстрашные люди, которые не боятся глубины, темноты или зашифрованности. Такие, например, как художница Марина ПОЛЯКОВА. Многообразие сложных образов для нее - приглашение к творчеству, повод к игре: а ну-ка, что получится, если?..
Что получится, если испещрить замысловатыми письменами темный фон, а центральную пару сделать лаконичной и белой ("Кофейник", "Бутылка")? А если наоборот - нагрузить и без того символическую фигуру дополнительным сложным орнаментом, напоминающим древнее послание (серия "Рыбы")? У каждой культуры свое лицо, свой язык, своя душа - можно творчески осмыслить все это, создав корабли-ковчеги "Запад", "Восток", "Юг", "Новый Свет". А можно отнестись к различным древним символам без должного почтения - взять да и смешать их, как в лоскутной технике ("Чудо Творца"). Кроме того, почему бы не использовать в живописи традиционные приемы и образы прикладных искусств: вышивки, гобелена, витража, ювелирного дела?..
... Потом нужно отложить кисти, убрать краски и скромно отойти в сторону, оставив зрителя наедине с этими посланиями: пусть разгадывает! Впрочем, в работах Марины нет вызова или провокации; она неизменно добра к предполагаемому созерцателю. "Мне бы хотелось, чтобы человек смотрел на них с удовольствием - в течение полутора часов... или всей жизни", - говорит она. На ее картины действительно смотришь долго и с удовольствием, и не только из любви к ребусам и шифрограммам: они притягивают игрой и насыщенностью цвета, богатством фактуры, изысканной простотой композиции.
Древность и загадочность, как уже было сказано, не пугают художницу Полякову: она чувствует себя хозяйкой в этом таинственном мире. Она приручает символ, играет с ним, подобно тому, как женщины в ее "этнических" картинах без малейшего трепета играют с огромными рогатыми быками. От этого - почти физически ощущаемое тепло ее работ: около них можно согреваться, как зимой у камина, как в детстве под лоскутным бабушкиным одеялом, как в ненастный вечер - за бокалом вина и ветхой книгой старинных сказок.
Мария Кузнецова