Ярославский Художественный музей, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме представляют выставку черно-белой фотографии АзаматЪ Э. Чеслав "Конец фильма".
Конец фильма, финальный хвостик фотопленки - как конец, смерть фотографии. Фотография умерла…и, да здравствует фотография! (АзаматЪ Э. Чеслав)
Название проекта "Конец фильма" мерцает смыслами. Это сочетание слов на экране предполагает, что далее последуют титры. Но в данном случае имеется в виду изначальное значение английского слова "film" - пленка. Конец кинофильма не означает конец искусства кино, впрочем, как и конец пленки - "смерть" фотографии. Но, используя в качестве исходного материала для своего проекта концы фотографических пленок, автор наделяет физический и материальный "конец" метафизическим смыслом.
Данный проект АзаматЪ Э. Чеслава входит в устойчивую традицию художественной культуры ХХ века, провозглашавшей конец живописи, литературы, музыки, автора и т.д. Однако для черно-белой фотографии это как никогда актуально, поскольку она постепенно музеефицируюется и стремительно вытесняется цифровой, подчиняясь логике массовой культуры общества потребления.
Как показывает история уже прошедшего века тема "конца" художественной культуры, разрабатываемая различными художниками, отнюдь не приводила ни к чьей "смерти". Более того, сама манифестация этой "смерти", выраженная радикальными средствами, валоризировалась и становилась плацдармом для новых художественных поисков.
АзаматЪ Э. Чеслав в качестве негативов использует проявленные, но не отснятые концы пленок, на которых дырки, трещины, налипшая бумага, клей, скотч и т.д., т.е. то, что обычные фотографы выбрасывают в ведро как производственные отходы. Из "фотографического мусора" автор выстраивает серии фотографий, которым мог бы позавидовать любой художник абстракционист, как геометрического, так и экспрессивного направления.
Таким образом, идея "смерти" фотографии посредством "фотографического мусора" приводит автора к созданию нового способа производства вполне конкурентоспособной абстрактной фотографии, который вполне можно отнести к дикому или тотальному формализму.
Вальран