Восемнадцатый август хвалынские окрестности «атакуют» художники. Что ищут они здесь? Что их объединяет?
О ядре группы можно сказать уже определённо: они приезжают не только для «подпитки» природой, им важно на миллиметр подняться над плоскостью жизни, хотя бы на месяц попробовать стать «альпинистами», создать своеобразную экспедицию, направленную вверх. Может быть, в Хвалынске это сделать проще: ведь это город с вертикальным измерением, где параллельные прямые пересекаются в бесконечности космоса.
Это город - чаша, природа которого сама по себе являет некий целостный космос - замкнутый и сферически завершённый. И.Бродский писал: «Поскольку цивилизации конечны, в жизни каждой из них наступает момент, когда центр больше не держит… Скрепляющую работу в подобные эпохи выполняют провинциалы, люди окраин. Вопреки распространённому мнению, мир не кончается на окраине. Как раз там он раскрывается…». Именно культурные окраины ныне питают захиревшее цивилизованное искусство. Не случайно мало кому известный режиссёр из Новосибирска Андрей Звягинцев покорил в 2003 году Венецианский кинофестиваль и получил Золотого Льва за фильм «Возвращение», хотя «в этой истории есть всё, чего нет в голливудских картинах…». В один из ненастных дней сотрудники художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) организовали просмотр этого фильма для художников в уютном зале нового Дворца культуры.
В стремительно усложнившемся мире всё труднее стать самим собой, найти свою тропу к подлинному, целостному. В этом причина того, что изобразительное искусство в современном мире зашло в своеобразный тупик. Исчезла трудность карабканья вверх по духовной лестнице. Нет никакой лестницы. Нет верха и низа. Нет чувства своего ничтожества, невежества, греха. И вот здесь, на этой ступени отменённого подъёма, возникает отношение к духовным поискам человечества как к простому материалу для своих инфантильных игр. Вместо поисков – ирония, которой, как фиговым листом, можно прикрыть отсутствие глубин. Нет ничего серьёзного – кругом шум и поверхности. Но за кулисами этого «надрывно-весёлого» карнавала существует искусство в собственном, прежнем смысле, упорно серьёзное, житейски неуспешное, собирающее «камни», разбросанные когда-то. Но это уже не игры с традицией, а попытка познания бытия. Серьёзность художников не в занудстве, а в ответственности за произнесённое слово и касание кисти.
Вот такие одинокие, «взыскующие духа», стали собираться в конце 1980-х годов в одном месте, на маргинальной окраине современной цивилизации в Хвалынске, поначалу смутно догадываясь о своём сродстве. По прошествии многих лет, художники стали улавливать сходство, казалось бы, разрозненных вначале усилий, близость и направления поиска, и методов образного познания. Прежняя разность стала сливаться в явление. Художники начали понимать: чтобы возник резонанс, нужна среда со свойством непрерывности. Они стали эту среду создавать, а вернее восстанавливать, ведь Россия – страна с могучей культурной традицией.
Крепким мостом, связывающим их с такими же искателями целостности, как и они, стал ленинградский художник П.И. Басманов, 100-летию со дня рождения которого посвятили свою «экспедицию» в 2006 году художники. «Патриархи» хвалынских пленэров – В.Мошников, П.Маскаев, (г.Саратов) В.Мезер (г.Иваново), Г.Губанов (г.Санкт-Петербург) – считают его своим учителем, так или иначе пересекались с ним. Басманов, лично знавший П.В. Кузнецова, говорил: «Ориентируйтесь на саратовскую школу: Мусатов, Уткин, Кузнецов – этого хватит на всю жизнь». А в Хвалынске ниточкой, связывающей художников с предтечами саратовской школы, была ученица П.С.Уткина Е.К. Серова, в уютном доме которой коротали вечера в разговорах о жизни художников в 1920-е годы, а в её знаменитом цветнике написаны многие этюды.
Художники, приезжающие из разных концов страны в Хвалынск, причастны ко многим традициям, но не инструментально, а органично, как бы выполняя наказ П.И. Басманова «растить корни, а крона вырастет сама». Они ищут ответ на вопрос древнего постмодерниста: «Что есть истина?» - тогда ответ нашёлся, может быть, и теперь найдут… Ведь искатели всех времён и народов всякий раз убеждались, что целостное и вечное совсем не ново, всегда прежнее, со времён становления человеческого духа и на все времена. Нужно просто перестать жить по «местному времени» и вспомнить о вечности…
В.Бородина
Здесь можно познакомиться с фоторепортажем о хвалынских пленэрах, который подготовили С.Королёв и А.Леонтьев http://www.radmuseumart.ru/pages/index.asp?id_pages=597&id_header=118