Выставку афиш в Музее изобразительных искусств мы ждали давно. В 2004 году с большим успехом была показана выставка графики А. Мухи. Уже тогда было понятно, что собрание афиш музея не ограничивается только работами этого известного чешского мастера. Куратор выставки Ирина Никифорова начала готовить большую выставку афиш. Была проведена серьезная работа.
Во-первых, реставрация бумаги. Афиши имеют практическое значение, их задача несколько недель привлекать внимание, а далее одни листы сменят другие. Бумага использовалась простая, она пожелтела и обветшала. Но так как афиши прежде не выставлялись, то краски остались яркими. В тоже время в Европе аналогичные выставки очень популярны, произведения часто выставляются и зарубежные афиши значительно бледнее из-за выгорания красок.
Во-вторых, коллекция афиш Музея изобразительных искусств содержит достаточно большие экземпляры, монументального размера. Их хотелось выставить не в камерных залах Музея личных коллекций, как прежде, а подобающим образом - в больших залах основного здания. А значит, выставка была записана в долгий лист ожидания, когда освободится парадный зал.
Вот, прошло два года и выставка состоялась. Почти все успели подготовить - и афиши, оформили зал в виде бульвара, каталог сдан в печать. Относительно каталога. Выпуск издания к выставке последнее время - дело привычное. Если с выставками графики и живописи все понятно, художники имеют обыкновение подписывать работы. То с афишами другое дело. Многие из них анонимные, к некоторым французские коллеги помогли установить авторство. В Париже есть отдельный музей, который посвящен афише. На выставке представлены имена, которые знакомы зрителю: Т. Лотрек, П. Боннар, А. Муха, Ж. Шере. Посетителей ожидают произведения художников, которые еще не имеют широкой известности.
Мотивы 100-летней давности достаточно близки и современным рекламным образам - это соблазнительные дамы, которые рекламируют папиросную бумагу, алкогольные напитки, кабаре. Есть и оригинальные темы - у Ж. Шере дама в красном пальто катается на коньках. Любимец публики А. Муха может томными женскими образами рекламировать что угодно. Например, девушки в прозрачных драпировках в цветах и травах, которые олицетворяют времена года, использовались художником для афиши американской транспортной фирмы. Конечно, на выставке есть плакат-календарь А. Мухи, где круг со знаками зодиака трансформируется в корону прекрасной дамы. Рекламируются не только алкоголь и сигареты, но и художественные выставки. Забавно, что эти завлекательные женские образы сейчас в изобилии встречаются в глянцевых журналах. Еще частый герой афиш - велосипед: "Сладкая мечта обладать велосипедом Kyrmis".
Афиши автомобилей на выставке не попались, но представлены плакаты "Шины Мишлена", 100 лет прошло, репутация фирмы по-прежнему на высоте. Этот раздел выставки говорит уже не витиеватым языком ар нуво, а более лаконичным языком ар деко. Век технического прогресса завитушками не изобразишь, здесь зрителю покажут многотрубные пароходы и самолетные эскадрильи. На афише 1910 года машинистка склонилась над пишущей машинкой в вихре бумаг, прошло 100 лет и часть бумажных документов заменили электронные. Не обошлось и без социальных плакатов. С афиш Теофиля Стейнлена на зрителя смотрят дети, пострадавшие в Первую мировую войну, они еще не знают, что потом будет и Вторая, но это уже тема другой выставки.
Среди французских мастеров афиши есть и русское имя - Н. Гончаровой "Афиша большого ночного бала художников".
После просмотра выставки вспоминаешь, что некоторые коллекционеры афиш воровали драгоценные сокровища с городских тумб. Выставка показывает развитие искусства афиши до начала ХХ века, но и в наше время искусство плаката, или как сейчас говорят - рекламные баннеры или щиты, достаточно высоко. В частности афиши Музея изобразительных искусств выполнены великолепно. И вот уже нехорошие наклонности рождаются. Интересно, что делает музей со своими афишами после окончания выставки? (Н. Трегуб)
Информационному партнеру Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина - порталу "Музеи России" 10 лет http://www.museum.ru/N25402