Мир рождающийся. Мир срастающийся. Мир в момент творения, чьи формы оформляются, прорастают друг в друга. Есть пространство, нет пустоты. Существование космического вакуума в этой вселенной невозможно. Мир, вселенная - живой организм. У мира и населяющих его существ единое тело, единая кровеносная система, одно сердце. Они единое существо, единый механизм. Все соединено, все неразделимо. Таков мир художника Павла Филонова. Сегодня в бархатной темноте залов Русского музея зритель может заглянуть, прикоснуться к нему.
Глаз художника - глаз исследователя. Объект его интереса - вселенная. Цель - найти механизм ее устройства. Найти, исследовать и беспристрастно зафиксировать. Порой, кажется, что героев своих Филонов видел через микроскоп. Не изображения явления, предмета в их материальном, видимом воплощении, но атомов и молекул, их составляющих и показанных во всей совокупности невидимых привычному зрению связей с телом мира. Некоторые живописцы прошлого, стремясь точно воспроизвести человеческое тело, писали его обнаженным, и лишь затем облачали его в тяжелые складки драпировок. Когда смотришь на картины Филонова, веришь, что изображение любого предмета мастер начинал с изображения первичного атома, частицы этого существа, постепенно облачая его в привычные покровы телесных тканей. Руки художника стали руками хирурга.
Искусство Филонова принадлежит своему времени. Времени, когда вековые представления о системе мироздания рассыпались в прах, когда ученые утвердили знание как единственно достоверную религию, когда самые странные, смелые фантазии человеческого разума стали воплощаться в жизнь. Филонов дал квинтэссенции исканий своего времени в своих полотнах.
Он рисовал формулы (весны, революции, петроградского пролетариата, вселенной). Формула явления, написанная красочными символами и знаками, открывающими истинную сущность предмета. Представив тем самым зрителю незримую сущность предмета и образа.
Царит ли здесь сумрак или сияет холодной белизной свет, зритель ощущает холодность, почти стерильность научной лаборатории. Лики бесстрастны. Вдохновение подчинено логике, логика движущая сила механизма этого мира. Чувства, мысли, эмоции записаны музыкой форм.
Обычным взглядом мы видим лишь разрозненные, а потому прибывающие в обманчивом хаосе элементы мирового организма. Взгляд пророка или художника способен преодолеть барьер видимого увидеть, передать и, наверное, понять всю грандиозность замысла вселенной. Что есть творимый им мир? Параллельная вселенная, изнанка мира нашего? Ответов точных нет. Ни один человек не может дать таких ответов касательно творчества другого. Есть предположения, есть завораживающая затягивающая странная некрасота его картин. Выверенная и безошибочная. Потому что, глядя на них, не можешь представить, что в картинах, рисунках этих нечто может быть иначе.
В каждой картине бесконечность. Когда они вместе - затягивающая бесконечность, которой нечего противопоставить. Этот мир реален как сами краски его холстов. Филонов - художник пророк, своей судьбы и своего искусства. С фотографий на нас смотрит изможденный человек: бледное лицо, горящие глаза. Образ, который сознание, а может и подсознание сообщает вашему воображению еще до встречи с запечатленном на куске бумаги, хранимом для вечности, друзей, врагов, потомков человека. Его идеи казались слишком смелыми даже в век перманентных социальных и художественных революций. Он был мастером, что увлек за собой десятки людей. Спустя десятилетия они, разбросанные по миру, часто гонимые, несмотря ни на что продолжали следовать пути указанному учителем.
Знакомые сюжеты и герои неузнаваемы, известные истории, не открывающие смысл. Традиции древнего искусства и отрицание традиции. Подчеркнутая биологичность в изображение мертвого или возможно умирающего мира. Живое как механическое. Редкие подчеркнуто реалистические изображения холодны. Они лишь маска… О каждой картине Филонова можно написать тома, но где-то в глубине своего существа исследователь ощущает что, написав тысячи слов он не объяснит формул творений Филонова, не расшифрует их. Его картины надо видеть, ощущать. Читать о них, писать о них… нет этого не достаточно.
Дополнительно см. www.filonov.su
Заявление дирекции Русского музея http://www.museum.ru/N27717
С 26 декабря по 11 февраля выставочный проект "Павел Филонов. Очевидец незримого" будет представлен московскому зрителю в Музее личных коллекций http://museum.ru/N29509
(с) Музеи России