Русский музей, судя по всему, всерьез взялся за сложную задачу познакомить современного зрителя с искусством советской эпохи. Сначала была выставка "Время перемен", теперь экспозиция произведений живописца Аркадия Пластова.
…Черные борозды взрыхленной земли, готовой принять семена будущего урожая, золотящиеся на солнце поля колосьев, неправдоподобно изумрудная зелень нескошенной травы, тугая пышность стогов, крестьяне, поглощенные трудом, неизменным на протяжении столетий… Такие сюжеты можно встретить у множества художников того времени (и не только того). Сталинская эра покажет театрально счастливые лица жнецов и косарей, следующие поколения советских художников, получивших возможность писать не только бравурные картины жизни деревни, начнут писать больше о тяготах ее быта, возвращаясь спустя столетие к традициям Передвижников. Пластова формально можно отнести к поколению сталинских живописцев, нет не по духу, по формально запротоколированным датам жизни и творчества. И долгие годы его творчество обозначали термином соц-реализм. Термин этот, как и большинство терминов в искусстве, дает только самое приблизительное представление о предмете обозначенным им. Пожалуй, для Пластова он будет верен, только в том случаи, если под ним понимать достаточно реалистическое изображение (реализмом художник легко жертвовал в пользу выразительности) людей, природы земли, принадлежащей государству, провозгласившему себя страной социализма.
Пластов был живописцем деревни, ее уроженцем, ее жителем. Он не любил покидать родную Прислониху. Не стремился перебраться в Москву, где некогда в Строгановском художественно-промышленном училище он получил художественное образование. Оставался, верен себе и выбранному некогда пути.
… 1942 год, страшное время войны, когда тень поражения еще не скрылась за горизонтом истории. Тогда Пластов создал картину, прославившую его. "Фашист пролетел" - страшное откровение ужаса и смерти войны. Слепая жестокость войны в обрамление неуместно красивой природы. Кровь невинных, бьющая по глазам, режущая по сердцу. Крик души художника, в котором идеалы христианской любви и милосердия были взращены с раннего детства. Ибо Пластом, как не парадоксально, живя в стране воинствующего атеизма и будучи художником признанным, чьи произведения регулярно показывались на всесоюзных выставках, оставался человеком глубоко религиозным. Хотя для живописца рожденного в семье потомственного иконописца, получившего духовное образование это было вполне естественно.
Редко картины Пластова можно уверенно связать с той или иной исторической эпохой, описанный выше пример исключение, не правило. Да и в нем вечные, общечеловеческие ценности явно превалируют над сиюминутным. Его тема Русь. Есть в творчестве Пластова нечто от героической Руси Сурикова и Васнецова. Но он не прибегал к театральной бутафории, не одевал своих персонажей в костюмы минувших эпох. Он просто стремился запечатлеть то вечное, русское, крестьянское (для него эти слова были почти синонимами) знакомое ему с детства.
Жизнь человека и природы в изначальной гармонии. Христианские мотивы и эллинское поклонение красоте. Так его "Купание коней" могло бы вдохновить скульптора с берегов благословенной Эллады. А героиня картины "Весны" с одинаковой степенью вероятности могла бы быть и праматерью человечества Евой, и Афродитой прихотью судьбы заброшенной на крестьянский двор середины ХХ столетия. Нередко писал он и лица некрасивые, но какими выразительными делал он их. Какой удивительной гармонии негармоничных черт добивался.
Русская иконопись, античность, реалистические традиции русской школы живописи - ингредиенты живописного стиля Пластова. Стиля большого художника, жившего вне общих формул, следовавшего своему пути, не ради славы, признания, денег. Для которого живопись была средством сказать о "непреходящей, невероятной красоте мира" по собственным словам мастера.
Дополнительно о выставке http://www.museum.ru/N27518
(с) Музеи России