11 июля 2006 года в Итальянских кабинетах в цикле "Шедевры музеев мира в Эрмитаже" открывается выставка "Две картины Андреа Мантеньи из итальянских собраний", посвященная 500-летию со дня смерти выдающегося итальянского художника раннего Возрождения.
Андреа Мантенья (1431-1506) - был горячим поклонником цивилизации древнего Рима, что наложило особый отпечаток на его искусство. Блестящее решение композиций, новаторское использование перспективы, обилие античных деталей характеризуют основные работы Мантеньи. В семнадцатилетнем возрасте он - уже автор цикла фресок в церкви Эремитани в Падуе, близ которой он родился. Большая часть его жизни прошла в Мантуе при дворе Гонзага, правителей города.
В Падуе, Вероне и Мантуе - городах, где Мантенья жил и создал свои наиболее значительные произведения, в память о художнике в сентябре этого года под патронатом Министерства по Инициативам и Объектам культуры пройдут три выставки наиболее выдающихся работ мастера. В преддверии этого события Эрмитаж показывает два произведения Мантеньи из итальянских собраний: "Спаситель" (из Городского музея г. Корреджо) и "Святое семейство со святыми Елизаветой, Иоанном Крестителем и Захарией" (Мантуя).
"Спаситель" (1493), судя по небольшому размеру, предназначался либо для домашней капеллы, либо в дар какому-нибудь религиозному братству. Полотно принадлежит позднему периоду творчества Мантеньи и по выразительности и эмоциональной силе, несомненно, относится к числу шедевров художника.
Образ Христа был призван внушить верующим мысль о покаянии и напомнить об искупительной жертве Спасителя. На книге в руках Христа начертано: "Это Я, не бойтесь", а по левому краю картины, вертикально, - "страдайте и вы перед образом лика моего". Мантенья отказался от традиционных атрибутов - тернового венца и ран на теле, но лицо Иисуса выражает глубокую боль и печаль. Золотой ореол вокруг чела с тремя подчеркнутыми пучками лучей - символ божественной сущности Христа и намек на форму креста.
К сожалению, судить о первоначальном виде полотна, подвергавшегося неудачным реставрациям, довольно трудно. Однако и при нынешнем состоянии картины видно, как прекрасно сформирована колористическая гамма с тонкими нюансами цветовых оттенков, с каким мастерством передана игра света на волосах, переливы складок одежды.
"Святое семейство со святыми Елизаветой, Иоанном Крестителем и Захарией" (1504-1506) прислана в Эрмитаж из специально приобретенной Мантеньей капеллы святого Иоанна Крестителя в базилике Сант Андреа (Мантуя), где мастер завещал себя похоронить. Произведение создавалось с учетом того места, для которого предназначалось, - подчеркнуто горизонтальный формат картины отчасти продиктован тем, что полотно не должно было закрывать окна, находящегося под ним.
Фигуры располагаются на фоне апельсиновых деревьев, символизирующих рай. Чуть асимметричная композиция придает сцене особую естественность. Теплыми чувствами проникнуты изображения двух матерей - Марии с Иисусом и святой Елизаветы с Иоанном Крестителем. Движения и взгляды святых связывают их не только внешне, но и внутренне.
Жесткость, характерная для более ранних произведений Мантеньи, уступает место большей мягкости и в выражении эмоций, и в трактовке предметов. С тонким изяществом выписаны головные уборы женщин, складки их платьев, легкая ткань на теле Иисуса. Религиозные представления и символы облечены в простую и ясную форму.
Особую значимость открывающейся выставке придает то обстоятельство, что произведений Андреа Мантеньи нет не только в коллекции Эрмитажа, но и во всей России.
Куратор выставки - Т.К. Кустодиева, ведущий научный сотрудник Отдела истории западноевропейского искусства, кандидат искусствоведения.