НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"У времени в плену. XX век 20-30-е годы" в Радищевском музее

c 29 июня по 29 июля 2006Саратовская область
''У времени в плену. XX век 20-30-е годы'' в Радищевском музее
''У времени в плену. XX век 20-30-е годы'' в Радищевском музее
''У времени в плену. XX век 20-30-е годы'' в Радищевском музее
''У времени в плену. XX век 20-30-е годы'' в Радищевском музее
29 июня 2006 года в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева открылась выставка "У времени в плену. XX век 20-30-е годы" - вторая в рамках проекта "XX век в Радищевском музее".

Зарождалась новая эпоха, происходили неведомые прежде социальные процессы. И на фоне голода, разрухи, военного коммунизма, сменяющегося нэпом и последующей отменой нэпа, возник небывалый доселе подъем в искусстве, "культурный взрыв". 20 - 30-е годы - время активных художественных поисков в живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве.

Новое утверждалось в постоянном споре между мастерами разных художественных объединений. Полемика касалась вопроса, должно ли искусство новой эпохи создавать новую художественную форму или же оно должно ограничиться лишь изменением тематики произведения, сохранив реалистическую манеру?

На выставке "У времени в плену" экспонируются более 40 работ из собраний Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева и Третьяковской галереи. Они представляют семь наиболее значимых художественных группировок: АХРР, ОСТ, ОМХ, "4 искусства", "Мaковец", "Тринадцать" и "Круг художников", а также несколько художников, не входивших в объединения.

Экспозицию открывают работы художников, входивших в Общество Станковистов (ОСТ), основанное в 1925 году выпускниками ВХУТЕМАСа (Высших художественных мастерских в Москве), отстаивавшими станковое искусство в его обновленной реалистической форме. Они выступали против натурализма и конструктивизма. П. Вильямс, А. Дейнека, Ю. Пименов, С. Лучишкин, разрабатывая в своем творчестве преимущественно индустриальную и городскую темы, а также тему спорта, активно ищут и находят особый ритм, определяющий композицию работ.

Ассоциация Художников Революционной России (АХРР) противостояла ОСТу ориентацией на реалистические достижения русского искусства XIX века. Это объединение представлено на выставке именами В. Белоусова, С. Богородского, С. Малютина и В. Перельмана из собрания нашего музея, а также портретом Сталина работы И. Бродского из Третьяковки.

Объединение "4 искусства", появившееся в 1924 году, включало имена мастеров четырех видов искусства - живописи, графики, скульптуры и архитектуры. Они стояли на позициях тщательной разработки формальной стороны произведения, его совершенного профессионального исполнения. В собрании Радищевского музея это объединение представлено более полно, чем другие. Оно включает имена П. Кузнецова, Е. Бебутовой, А. Кравченко, В. Лебедева, В. Мидлера, П. Уткина и многих других.

Сравнительно малочисленной по сравнению с уже упомянутыми творческими союзами была группа художников и литераторов "Мaковец", образовавшаяся в 1921 году. С творчеством "Мaковца" зрителя знакомят работы К. Истомина, Н. Чернышева и К. Зефирова.

Общество Московских Художников (ОМХ) сложилось в 1927 году и объединило бывших участников "Бубнового валета" (И. Машков, А. Лентулов, А. Куприн, А. Осмеркин, Р. Фальк), художников, пришедших из "Мaковца" (А. Шевченко, К. Зефиров, Н. Чернышев) и некоторых других группировок. По своим творческим принципам Общество было ближе скорее "4 искусствам", нежели АХРРу. Его мастера представляли современность не через сюжет, а путем передачи живописными средствами ощущения сегодняшнего дня.

Крупнейшим художественным объединением Ленинграда был "Круг художников", организованный в 1926 году выпускниками ленинградского ВХУТЕИНа (Высший художественно-технический институт, Петроград).. Круговцы стремились, подобно ОСТу, к созданию современной высокохудожественной картины на основе усвоения традиций мирового искусства и формального экспериментирования. Они были против живописного натурализма АХРРа и постоянно полемизировали с ними. На выставке оно представлено именами А. Самохвалова и А. Русакова.

Группа "Тринадцать", получившая название по количеству художников, участвовавших в первой ее выставке, состояла преимущественно из графиков, ставивших целью обновление стилистических средств рисунка, "искание пластического языка, адекватного современности".

Их было много, и все они были разные. Только в Москве и Петрограде в этот период существовало около 80 художественных объединений. В плане обновления языка живописного произведения их достижения были огромны. Формирующееся тоталитарное государство внесло свою лепту в уничтожения того, что было наработано этими интереснейшими мастерами.

В 1932 году в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" деятельность всех художественных группировок была прекращена и создана единая организация - Союз советских художников. С этого момента художнику отводится роль иллюстратора, пропагандиста идеологической программы власти. Создается социалистический реализм, как основной творческий метод новой эпохи. Он "утверждал бытие как деяние" и "представлял действительность в революционном развитии" Показ влияния революционных идей на человеческие умы, изображение человека на переломе истории и сведение его выбора к одному единственному выбору - принятию идеалов социализма, - таков пафос большинства произведений этого метода.

Открывшаяся выставка оказывается блестящей иллюстрацией к проходившим в художественной жизни в 20-х 30-х годов процессам избавления от многообразия форм изобразительного искусства и унификации его под единый стиль и метод. Это расцвет. И одновременно закат разнообразия форм, композиций и манер письма. Все участники этого процесса, действительно, оказались "у времени в плену", фактическими заложниками исторических и политических изменений эпохи.

www.museum.ru/N27407
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.08.2019  x    ?  


День рождения Льва Толстого. Программа событий

Довлатов и его время. Вечер ленинградской поэзии 80-х годов

Ночь кино во Всероссийском музее декоративного искусства

Имена друзей как вехи. Всеволод Петров и ленинградская культура 1930-х-1970-х

Ночь кино в Доме-музее Марины Цветаевой

Выставка «“Многоликая Ася”: личность, судьба и творчество Анастасии Цветаевой»

«Дело Таганцева» и его эпилог

Программа Музея А.В. Суворова, посвященная Дню государственного флага Российской Федерации

Музыкальный пикник на форте Поспелова

Открытие выставки "Генерал, историк, археолог. К 180-летию со дня рождения Н.Е. Бранденбурга"

«Ночь кино» пройдет в музее Шолохова

Выставка Валентины Филипповой «Берега Оредежа» в Музее Ф.М. Достоевского

Кшиштоф Гералтовский. Польские индивидуальности

День памяти Марины Цветаевой

Выставка «Принцессы Дома Романовых...» в Калининградском историко-художественном музее

Межрегиональная передвижная выставка «Живописная Россия»

Выставка музея Шолохова на Белгородчине

Яблочный Спас в Суздале

Выставка «Художник-маринист Леонид Блинов» в Калининградском историко-художественном музее

Открытие залов постоянной экспозиции Новой Третьяковки

Ночь кино в Музее В.А. Тропинина

Выставка «Дом и дым», посвящённая 100-летию памяти Леонида Андреева

Усадебный праздник «Дары лета» в музее-заповеднике «Абрамцево»

Выставка «Бабушкина брошка рассказывает…» в Калининградском историко-художественном музее

"Ночь кино-2019" в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Автографы Наполеона Бонапарта из собрания Исторического музея. К 250-летию со дня рождения

Лаборатория «Сделано в музее» определила своих будущих лаборантов

Выставка «Русский военный костюм» в Орловском краеведческом музее

Даня Акулин. Пенумбра

Персональная выставка Андрея Шенгелия «Дом моряка» в Центре книги и графики


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru